Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
(шестого созыва)
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, С.В. Собко, а также В.Е. Варшавским, В.Г. Драгановым, В.А. Корниловым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем и Г.Е. Шевцовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается принять специальный федеральный закон о российской промышленной политике, который, по мнению авторов, будет способствовать выработке и реализации стратегических приоритетов развития промышленности как основы развития экономики и социальной сферы.
В части касающейся предлагаемых изменений авторы Законопроекта обосновывают свои предложения тем обстоятельством, что в отдельных субъектах Российской Федерации уже приняты региональные законы о промышленной политике, а также программы промышленного развития. Кроме того, использование механизмов промышленной политики необходимо для стабилизации и ускорения роста национальной экономики, содействия экспорту отечественной промышленной продукции, сохранения национальных природных и иных ресурсов, обеспечения оптимальной устойчивости внутреннего рынка.
Принятие данного Законопроекта, по мнению его авторов, создаст необходимые законодательные условия для формирования и реализации национальной промышленной политики в Российской Федерации.
Комитет, отмечая весьма декларативный характер положений указанного Законопроекта, считает, что его принятие приведет к дисбалансу сложившейся системы формирования российской промышленной политики. Данный вывод связан с предлагаемым созданием так называемого "национального промышленного совета", который в соответствии с проектируемой статьей 10 Законопроекта является "независимым общественным органом, представляющим интересы субъектов промышленной политики" и принимает участие "в разработке концепции промышленной политики".
В данной связи следует обратить внимание на Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", согласно которому Минпромторг России "_ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики _ в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов". Очевидно, что принятие Законопроекта потребует пересмотра и реорганизации сложившейся системы управления промышленным комплексом Российской Федерации, что в условиях ликвидации последствий мирового финансово-экономического кризиса видится не своевременным и не целесообразным.
Часть 2 проектируемой статьи 16 Законопроекта предполагает, что налогообложение субъектов промышленной деятельности "может предусматривать применение специальных налоговых режимов, налоговых вычетов, льготных налоговых ставок, ускоренной амортизации основных средств с отнесением сумм начисленной амортизации на расходы, связанные с производством и реализацией, а также освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период (налоговые каникулы)".
Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, основания для возникновения (изменения, прекращения) обязанностей по уплате налогов устанавливаются исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации, а положения статьи 18 и статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации содержат нормы права, определяющие общий порядок установления и применения специальных налоговых режимов и налоговых льгот соответственно.
Законопроектом, согласно части 1 проектируемой статьи 16, предусматривается оказание финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности, за счет средств федерального бюджета в форме субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий по обязательствам субъектов промышленной деятельности и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов промышленной деятельности. Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании данного Законопроекта отмечается, что принятие проекта федерального закона "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
С учетом изложенного, Комитет не считает целесообразным принятие в первом чтении предложенной редакции проекта федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенного депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, С.В. Собко, а также В.Е. Варшавским, В.Г. Драгановым, В.А. Корниловым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем и Г.Е. Шевцовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.