Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 532153-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий"
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, рассмотрев проект федерального закона N 532153-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий", внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, И.Н. Руденским, А.Е. Хинштейном, В.Ф. Звагельским, Н.В. Панковым, Н.В. Школкиной, З.А. Аскендеровым, Б.В. Агаевым, М.С. Гаджиевым, Н.В. Герасимовой, сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в части совершенствования правовых основ противодействия обороту контрафактной продукции и незаконному перемещению алкогольной продукции и табачных изделий, обеспечение добросовестной конкуренции и защиты отечественного производителя.
Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции, равно как и оборот контрабандной продукции представляют собой не только серьезную угрозу экономической безопасности России, но и непосредственно общественному здоровью, когда идет речь о таких товарах массового потребления как алкогольная и табачная продукция. Следствием нелегального оборота указанных товаров является и уменьшение дохода легальных производителей и как следствие нанесение ущерба экономике государства в виде непоступлений налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды.
Начиная с начала 2013 года, на российском табачном рынке зафиксирован целый ряд негативных тенденций в виде резкого роста присутствия контрафактной и контрабандной табачной продукции в розничной и оптовой торговой сети, по сравнению с практически её полным отсутствием в предыдущие годы. Только за 2013 год сотрудниками МВД России было изъято около пятьдесят миллионов единиц контрафактных сигарет и ликвидировано три контрафактных производства.
Действующая на данный момент законодательная база по противодействию нелегальной торговле в Российской Федерации, предусматривающая высокий порог размера ущерба от одного миллиона пятьсот тысяч рублей, отсутствие уголовной ответственности за нелегальный ввоз (контрабанду) подакцизных товаров, низкие штрафные санкции, не в полной мере соответствует текущей ситуации, что позволяет правонарушителям зачастую уходить от ответственности, снижая эффективность правоприменительной практики.
Установление законопроектом размера крупного ущерба и деяния в сумме сто тысяч рублей целесообразно, поскольку позволит снизить риск криминализации производства и оборота табачных изделий, стагнации роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, появления и распространения в розничной торговле нелегальной табачной продукции, произведенной из ингредиентов сомнительного происхождения без надлежащего контроля качества. Кроме того, рассматриваемая новелла усилит превентивную задачу в части предупреждения подобного рода преступлений.
Принятие рассматриваемого законопроекта является крайне своевременной мерой и позволит правоохранительным органам более эффективно работать по профилактике и противодействию правонарушений в отношении подакцизных товаров.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие проекта федерального закона N 532153-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий".
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.