Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 461325-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)",
внесенному депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком и О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрен проект федерального закона N 461325-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком и О.Л. Михеевым.
В целях установления запрета на курение в автомобиле в присутствии детей и ответственности за это правонарушение законопроектом предлагается внести изменения:
в статьи 3, 10 и 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ;
в статью 6.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разделяя позицию авторов законодательной инициативы о необходимости совершенствования законодательства, направленного на охрану здоровья детей от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, Комитет вместе с тем отмечает, что по законопроекту имеются существенные замечания.
1. В соответствии с положениями статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности осуществляется на основании норм профильных актов федерального законодательства. При построении концепции и структуры законопроекта в качестве профильного законодательного акта авторы приняли Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". С данным подходом Комитет согласиться не может.
Наряду с указанным Федеральным законом обеспечение прав и законных интересов детей регулируется нормами законодательства различной отраслевой направленности. Так, правовые основы охраны здоровья детей регулируются нормами федерального законодательства об охране здоровья граждан, в т.ч. Федеральным законом "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ. Статьи 9, 11, 12, 16, 19 и 20 данного Федерального закона направлены на реализацию цели защиты детей от воздействия окружающего табачного дыма.
Таким образом, законопроект по предмету правового регулирования прямо относится к Федеральному закону "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Вместе с тем, предложений об уточнении положений указанного Федерального закона законопроект не содержит.
2. Комитет обращает внимание на то, что выявление и формальная квалификация нарушений, а именно курение водителя в автомобиле в присутствии детей, могут на практике сопровождаться значительными трудностями. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 6.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требуют согласования с полномочиями контролирующих органов. Как отмечается в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, выявление органами санитарно-эпидемиологического надзора (статья 23.13 Кодекса), а также органами государственного пожарного надзора (статья 23.34 Кодекса) деяний, предусмотренных проектируемой частью 3 статьи 6.24 Кодекса, будут весьма затруднительны. Кроме того по предлагаемому составу правонарушения законопроектом не определены субъекты административной юрисдикции.
3. Следует учитывать также, что правом останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, обладает Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
При этом ни в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, ни в Федеральный закон "О полиции" от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ внесение изменений не предусмотрено.
4. По тексту законопроекта имеется ряд других замечаний.
В частности, авторами предлагается дополнить статью 3 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" новым положением следующего содержания: "Если международным договором Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН "О правах ребенка", установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации, в том числе Конвенции ООН "О правах ребенка".
По мнению Комитета, данное положение избыточно, т.к. в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 461325-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и дополнения в статью 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу запрета на курение в автомобиле (автотранспортном средстве) в присутствии ребенка (детей)", внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком и О.Л. Михеевым.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.