Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 503869-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О полиции" (о фиксации деятельности полиции и действий сотрудников полиции гражданами, общественными объединениями и организациями) внесен депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В Комитете по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 503869-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О полиции", внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "О полиции" положением, предоставляющим гражданам, общественным объединениям и организациям право "фиксировать деятельность полиции в письменной форме, с помощью средств аудиозаписи, а также осуществлять фотосъемку, видеозапись действий сотрудников полиции, их трансляцию по радио, телевидению, в информационно-коммуникационной сети Интернет".
Следует отметить, что Федеральный закон "О полиции" является законодательным актом, определяющим статус полиции, включая ее права, обязанности и полномочия. При этом предлагаемые законопроектом положения не направлены на регламентацию деятельности самой полиции и в этой связи не соотносятся с предметом правового регулирования данного Федерального закона.
Кроме того, пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью Федерального закона "О полиции" частью 7, согласно которой полученная в соответствии с настоящей статьей информация может быть использована в качестве доказательства в суде.
Вместе с тем в настоящее время законодательством Российской Федерации (ст. 84 УПК РФ и ст. 26.7 КоАП РФ) уже допускаются отнесение материалов фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи и иных носителей информации в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве и производстве по делу об административном правонарушении соответственно. Таким образом, предлагаемое изменение представляется излишним.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации не установлен запрет на фото-, звуко- и видеозапись деятельности полиции и действий сотрудников полиции. В то же время при рассмотрении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки следует исходить не только из необходимости соблюдения конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, но принимать во внимание и другие права.
Так, законопроектом не учитывается то обстоятельство, что открытость деятельности полиции существенно ограничена требованиями законодательства об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной тайне и рядом других. В большинстве случаев граждане или общественные организации не осведомлены о целях действий сотрудников полиции, и, следовательно, не в состоянии достоверно определить правомерность осуществления фото-, видео-, аудиофиксации действий сотрудников полиции с учетом ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона "О полиции".
Кроме того, предлагаемая законопроектом формулировка позволяет осуществлять фиксацию действий сотрудников полиции не только при осуществлении ими служебной деятельности, но также фиксировать частную жизнь сотрудников полиции без их согласия, что может привести к нарушению их конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
При этом в законопроекте не содержится перечень условий и обстоятельств, при которых осуществление аудио- и видеосъемки не допускается в связи с возможным нарушением вышеперечисленных прав и ограничений.
Следует также отметить, что внесение аналогичных изменений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие служебную деятельность (действия) иных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также сотрудников других правоохранительных органов, законопроектом не предусматривается.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не поддерживает законопроект и предлагает Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.