Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 520597-6 "О внесении дополнений в часть первую статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 520597-6 "О внесении дополнений в часть первую статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" внесен в Государственную Думу 14 мая 2014 года депутатами Государственной Думы К.В. Ширшовым, К.К. Тайсаевым, С.П. Обуховым.
Целью законопроекта является расширение оснований прекращения исполнительного производства и приведение правовых норм Федерального закона "Об исполнительном производстве" в соответствие с положениями статей 61 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что ликвидация юридического лица влечет прекращение его прав и обязательств.
Законопроектом предлагается установить право суда прекратить исполнительное производство в случае ликвидации юридического лица, являющегося как взыскателем, так и должником, дополнив часть 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" пунктом 1.1.
Вместе с тем, статья 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" наделила судебного пристава-исполнителя полномочиями по прекращению исполнительное производство в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 7 части 2).
Таким образом, предлагаемое авторами законопроекта расширение оснований для прекращения судом исполнительного производства вряд ли совместимо с действующей нормой, предоставляющей такое право судебному приставу-исполнителю.
Кроме того, статья 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает обязанность судебного пристава-исполнителя окончить исполнительное производство с направлением исполнительных документов соответственно в ликвидационную комиссию (ликвидатору) или конкурсному управляющему в случае, если процедура ликвидации или банкротства юридического лица-должника не завершена (пункты 6, 7 части 1).
Соисполнитель - Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству обращает внимание, что предлагаемое авторами законопроекта основание для прекращения исполнительного производства "ликвидация взыскателя-юридического лица" содержится в качестве основания для окончания исполнительного производства (пункт 6 и 7 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Указание одного обстоятельства для двух способов завершения исполнительного производства (как для прекращения, так и для его окончания) может повлечь сложности в правоприменительной практике.
Верховный Суд Российской Федерации полагает, что отсутствует надобность во внесении предлагаемых изменений, поскольку пунктом 7 части 2 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено прекращение исполнительного производства в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказывает аналогичные замечания по законопроекту, обращая внимание на то, что вопрос урегулирован.
Учитывая, что все обозначенные замечания носят концептуальный характер, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 11 сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.