Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 655944-6 "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на упорядочение проведения досрочного голосования на выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.
Совсем немного статистики. Число проголосовавших досрочно, к примеру, на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации неукоснительно увеличивалось и в 2011 году возросло в сравнении с 1999 годом в 1.7 раза. При этом данный показатель в иные годы в некоторых регионах составлял десятки процентов (Санкт-Петербург - 2004 - 2005 годы, Сочи - март 2009 года). Не находил своего разумного объяснения и колоссальный разброс числа проголосовавших досрочно в соседних регионах: в 2008 году процент проголосовавших досрочно на выборах депутатов в представительные органы муниципальных образований административных центров в Ставропольском крае оказался в 12 раз выше, чем в Волгоградской области; такая же картина на выборах в 2010 году в Астраханской (12,42%) и Ульяновской (0,99%) областях.
Электоральная статистика показывает, что, в то время как в среднем по стране доля голосующих досрочно на протяжении последних двадцати лет колеблется в пределах одного процента, в отдельных регионах наблюдаются необъяснимые аномалии. Так, например, по данным Центральной избирательной комиссии на выборах губернатора Московской области в 2000 году досрочно проголосовавшие избиратели составляли 0,01% от общего числа избирателей, а в том же году на выборах губернатора Самарской области они составили 5,59%. Трудно поверить, что в Самарской области было в том году в 500 (!) раз больше, чем в Московской, отпускников, командированных и других по уважительным причинам отсутствующих избирателей.
Досрочное голосование на выборах в органы муниципальной власти, в отдельных областях приобретает массовый характер. В частности, по итогам единого дня голосования 1 марта 2009 года в Тверской области досрочно проголосовали 11,75% от количества избирателей, принявших участие в голосовании; в Астраханской области 14 марта 2010 года - 12,42%.
Можно привести аналогичные примеры и на состоявшихся выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года. Так, в Татарстане досрочно проголосовали более 12% от числа всех избирателей, в Северной Осетии - 11%, в Самарской области и Тыве почти 10%, в Санкт-Петербурге почти 9%, в Коми более 9%, в Брянской области около 8%, в Приморском крае и Нижегородской области около 6%.
При этом, основным контингентом досрочно голосующих оказываются, как правило, военнослужащие, государственные и муниципальные служащие, работники государственных и муниципальных учреждений, а также пенсионеры, что вызывает подозрения в злоупотреблении отдельных должностных лиц своим служебным положением. Тем более, что, как показывает анализ, процент проголосовавших за представителей правящей партии среди досрочно голосующих избирателей значительно выше, чем непосредственно в день голосования.
Проведение досрочного голосования гораздо труднее контролировать представителям оппозиционных партий, чем голосование в день выборов. Кроме того, оно зачастую сопровождается агитацией за определенных кандидатов (партийные списки) в процессе голосования, поскольку официально в это время агитация по закону не запрещена. Следовательно, многолетний накопленный опыт свидетельствует, что институт досрочного голосования в системе действующего законодательства пока, к сожалению, не обеспечивает надлежащий контроль за проведением выборов, не предотвращает различные злоупотребления, фальсификации и, следовательно, ставит под сомнение итоги выборов в целом.
В целях устранения этих негативных явлений законопроектом предлагается установить в пункте 2 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проведение досрочного голосования для избирателей, которые в день голосования по уважительной причине, сопряженной с выездом за пределы субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в которых проводятся выборы или референдум, (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных обязанностей, состояние здоровья) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором они включены в список избирателей, участников референдума.
Кроме того, в пункт 6 статьи 65 действующего закона предлагается внести превентивную норму, устанавливающую, что соответствующая избирательная комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя, участника референдума причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.