Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N ДМ-П16-52пр в целях социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны (СЭЗ) в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
В рамках указанного законопроекта предлагается распространить режим СЭЗ на всю территорию Республики Крым и города федерального значения Севастополя сроком на 25 лет.
Согласно законопроекту свободная экономическая зона - это территория Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя включает регулирование отношений в сферах:
привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан,
регулирования въезда (выезда) в Республику Крым и город федерального значения Севастополя иностранных граждан,
осуществления деятельности в области морского транспорта.
Органами управления свободной экономической зоной являются
уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти,
экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым,
экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя,
органы исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, уполномоченные высшими органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя,
иные органы исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может быть включено в единый реестр участников свободной экономической зоны в случае если осуществляет предпринимательскую деятельность в следующих сферах (отраслях) деятельности:
а) санаторно-курортная сфера и сфера туризма;
б) сельское хозяйство;
в) перерабатывающая промышленность;
г) высокотехнологичные отрасли экономики;
д) логистическая (портовая и транспортная инфраструктура);
е) судостроение;
К инвестиционным проектам, реализуемым участниками свободной экономической зоны, предъявляются следующие требования:
1) реализация инвестиционного проекта должна осуществляться на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя;
2) инвестиционный проект не может быть направлен на:
а) добычу нефти, природного газа и оказание услуг в этих сферах;
б) оптовую и розничную торговлю.
3) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений, при этом:
а) объем капитальных вложений должен составлять в сумме не менее 100 миллионов рублей, а для субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 20 миллионов рублей.
б) капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий трех лет со дня регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве участника свободной экономической зоны;
4) ввод в эксплуатацию объекта (объектов) должен быть осуществлен в срок, не превышающий 3 лет;
5) инвестиционный проект должен быть направлен на сохранение и (или) создание новых рабочих мест;
6) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника, занятого в реализации инвестиционного проекта, превышает среднемесячную номинальную начисленную заработную плату в расчете на одного работника по соответствующей отрасли не менее чем на 50 процентов;
7) финансирование капитальных вложений осуществляется юридическим лицом за счет собственных и (или) привлеченных средств.
Особый режим применяемый участниками свободной экономической зоны включает:
1) особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов;
2) особый режим налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
3) предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на компенсацию затрат участников свободной экономической зоны.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что создание свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в регионы, созданию новых рабочих мест, пополнению доходной базы региональных бюджетов, увеличению потока туристов в регион.
Реализация законопроекта позволит решить комплексную задачу -создать компактную и эффективную систему привлечения частных инвесторов на полуостров Крым, максимально упростить механизмы государственного регулирования и создать комфортные условия для ведения уже сложившегося бизнеса.
В то же время, ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и дополнительном обсуждении при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В частности, в рамках законопроекта предполагается упрощенный порядок изъятия земельных участков, а также иные преференции при строительстве отдельных объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которые подлежат включению в перечень объектов инфраструктуры Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В то же время Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что до 1 января 2017 года особенности регулирования градостроительных, земельных и имущественных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Комитет считает, что одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в Российской Федерации являются особые экономические зоны, функционирующие в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.
В этой связи Комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о соответствующей корректировке статьи 17 законопроекта "Участники свободной экономической зоны", в частности, относительно снижения объема капитальных вложений в инвестиционный проект для юридических лиц до 30 млн. рублей (для малого и среднего предпринимательства до 3 млн. рублей), а также упрощения процедуры включения юридического лица (индивидуального предпринимателя) в единый реестр участников свободной экономической зоны.
Также нуждается в уточнении глава 7 законопроекта "Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны" в части:
- определения порядка обустройства объектов таможенной инфраструктуры, необходимых для проведения таможенного контроля на территории участка (участков) свободных портов, на территориях которых будет применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны, а также контрольно-пропускных пунктов, через которые будет осуществляться ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на (с) территорию свободной экономической зоны;
- определения порядка подтверждения статуса товаров Таможенного союза, вывозимых за пределы свободной экономической зоны, создаваемой на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, различными, помимо воздушного вида транспорта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 639992-6 "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.