Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 415230-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 415230-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", принятый Государственной Думой в первом чтении (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 4424-5 ГД "О проекте федерального закона N 415230-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"), и отмечает следующее.
На этапе внесения законопроект предлагал решение вопросов расширения оснований ограничения рыболовства с целью учета интересов обороны страны на море и обеспечения безопасности мореплавания при осуществлении рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации расположены полигоны Военно-Морского Флота, которые на период проведения в них мероприятий боевой подготовки могут быть объявлены временно опасными. Заход в эти районы гражданских судов, в том числе осуществляющих рыболовство, представляет опасность для таких судов и их экипажей.
Объекты оборонной инфраструктуры могут находиться и на континентальном шельфе Российской Федерации, и использование придонных и донных орудий лова в этих районах может также привести к негативным последствиям как для интересов обороны страны на море, так и для безопасности судов, ведущих промысел.
Комитет Государственной Думы по обороне, который является соисполнителем по данному законопроекту, рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении.
Государственно-правовое Управление Президента Российской Федерации (далее - ГПУ) имело ряд замечаний к законопроекту. Имеется также заключение Президента Российской Федерации на законопроект (положительное с замечаниями).
Именно по этим причинам Государственная Дума согласилась с мнением Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию и 17 ноября 2010 года законопроект был принят в первом чтении.
Однако в настоящее время ситуация изменилась в связи со следующими обстоятельствами.
29 июля 2011 года на законопроект поступили поправки Правительства Российской Федерации, которые, однако, не устраняли замечания Президента Российской Федерации.
По итогам заседания рабочей группы, созданной Комитетом в целях подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении, 25 сентября 2012 года была выработана компромиссная редакция законопроекта с учетом замечаний Президента Российской Федерации и ГПУ.
Данную редакцию поддержали ГПУ, Минобороны России, Пограничная служба ФСБ России и Росрыболовство.
Законопроект планировался к рассмотрению Государственной Думой во втором и третьем чтении в декабре 2012 года.
На заседании Совета Государственной Думы 17.12.2012 г. по предложению полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе рассмотрение указанного законопроекта было перенесено на весеннюю сессию 2013 года в связи с замечаниями Минсельхоза России.
В 2013 году Минобороны России представило текст законопроекта, согласованный с Минсельхозом России. Представленный текст отличался от редакции, проработанной в рабочем порядке с ГПУ ранее.
По итогам решений, принятых на заседании Подкомитета по водным биоресурсам Комитета 20 февраля 2014 года, была выработана новая редакция законопроекта ко второму чтению и направлена на согласование в Правительство Российской Федерации и ГПУ.
ГПУ представило отрицательное заключение со ссылкой на замечания, сформированные ранее к проекту поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту, который планировался к рассмотрению на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности в 2012 году, но так и не был рассмотрен и принят. Указанные поправки в Государственную Думу так и не поступили. Информации об их содержании нет.
Вместе с тем, на заседании рабочей группы рабочей группы Комитета в целях подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении 16 октября 2014 года было принято решение согласиться с позицией Государственно-правовое Управления Президента Российской Федерации о невозможности урегулирования проблемы, на решение которой нацелен законопроект, путем внесения изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон "О рыболовстве").
В частности, были приняты во внимание следующие аргументы.
Закон "О рыболовстве" определяет порядок осуществления определенного вида природопользования. Его концепция основывается на том, что ограничения рыболовства устанавливаются исключительно для целей сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов.
Ограничения же предпринимательской и иной деятельности, в том числе относящейся к рыболовству, в целях обеспечения безопасности торгового мореплавания, обороны страны и т.д. составляют предмет регулирования других федеральных законов, например, Кодекса торгового мореплавания, федеральных законов "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Нормами федеральных законов "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" предусмотрены иные, чем в законопроекте, цели и порядок установления ограничений рыболовства на указанных территориях. Например, статья 15 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусматривает в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды установление запретных и временно опасных для плавания районов, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Кроме того, положения статьи 77 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации устанавливают цели и порядок ограничения или запрещения движения судов.
Кроме того, предлагаемое законопроектом правовое регулирование отношений в части ограничений рыболовства не корреспондируется с требованиями ряда других федеральных законов.
В частности, согласно статье 29 Федерального закона "Об охране окружающей среды" обязательные для соблюдения ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, должны устанавливаться нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В свою очередь, статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения только судебного порядка запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.
Кроме того, ряд норм статьи 26 Закона "О рыболовстве" нуждается в приведении в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
В этой связи Правительство Российской Федерации письмом от 31 октября 2014 года N 7407п-П15 предлагает в связи с утратой актуальности снять с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой рассматриваемый законопроект.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает дальнейшее рассмотрение проекта федерального закона N 415230-5 "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нецелесообразным и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при его рассмотрении во втором чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.