Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 370005-6 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время рынок электронной коммерции является одним из наиболее развивающихся сегментов экономики страны. Согласно исследованию, проведенному РАЭК совместно с НИУ ВШЭ ("Экономика Рунета 2012-2013") объем интернет-экономики и зависимых рынков составляет 831,7 млрд. руб., что эквивалентно 1,3% ВВП России за 2012 год, из них: 563 млрд. руб. - рынки контента и сервисов и 268,7 млрд. руб. - электронные платежи. Прогноз роста в 2013 году - 26%. Такая динамика обусловлена тем, что электронные платежные средства стали неотъемлемой частью повседневной жизни граждан. С помощью электронных платежных средств оплачиваются услуги связи, услуги контент-провайдеров, жилищно-коммунальные услуги, образовательные услуги, товары и т.д.
В 2011 году статьей 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" операторам подвижной связи была предоставлена возможность заключать договоры с операторами электронных денежных средств, по условиям которых операторы электронных денежных средств вправе увеличивать остатки электронных денежных средств на лицевых счетах абонентов - физических лиц за счет денежных средств, которые эти абоненты перечислили оператору связи в качестве аванса за услуги связи.
Данное решение подтвердило свою эффективность и привело к росту популярности такого сервиса среди абонентов подвижной телефонной связи.
На сегодняшний день на телекоммуникационном рынке насчитывается около 24 млн. абонентов проводного широкополосного доступа. По предварительным прогнозам прирост объема электронных платежей составит 20% в течение пяти лет.
Концепцией законопроекта является расширение субъектного состава участников правоотношений, регулируемых статьей 13 Федерального закона "О национальной платежной системе". В частности, законопроектом предлагается определить, что оператор электронных денежных средств вправе заключить соответствующий договор наряду с оператором связи, имеющими право самостоятельно оказывать услуги радиотелефонной подвижной связи, так же с оператором связи, имеющим право оказывать услуги связи по передаче данных и оказывающих такие услуги на основании договора, заключенного с абонентом - физическим лицом в письменной форме.
Указание на письменную форму договора введено с целью неувеличения рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, так как такое указание исключает лиц, которым услуги связи оказываются на основании договора, заключенного путем совершения конклюдентных действий.
Возможность заключения договора путем совершения конклюдентных действий установлена пунктом 24 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. N 32.
Указанными Правилами также установлены требования к заключению договора на оказание услуг связи в письменной форме, аналогичные требованиям к договорам, заключаемым операторами, оказывающими услуги подвижной радиотелефонной связи.
Кроме того, в целях уравнивания прав клиентов, пользующихся разными видами связи, законопроектом предлагается также дополнить статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" нормой, в соответствии с которой оператор связи будет обязан направить физическому лицу - абоненту подтверждение увеличения остатка электронных денежных средств с использованием своей сети или иным способом, указанным в договоре с абонентом - физическим лицом.
Законопроектом предусмотрено также внесение соответствующего изменения в статью 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым оператор связи, имеющий право оказывать услуги связи по передаче данных и оказывающих такие услуги на основании договора, заключенного с абонентом - физическим лицом в письменной форме включен в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Принятие такого закона позволит обеспечить равные возможности абонентам проводного широкополосного доступа и подвижной телефонной связи в оплате товаров и услуг с использованием их лицевых счетов, что будет способствовать дальнейшему стимулированию рынка электронной коммерции и развитию конкуренции на телекоммуникационном рынке, а также позволит в дальнейшем интегрировать личные кабинеты пользователей с государственными информационными ресурсами, обеспечивающими предоставление услуг в электронном виде.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О национальной платежной системе" и статью 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.