Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 595456-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(о назначении юридическим лицам административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона подготовлен в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П.
Данным Постановлением ряд положений Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), устанавливающих административную ответственность для юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч рублей, с учетом общих положений применения административных наказаний в отношении юридических лиц признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что на практике для некоторых категорий юридических лиц (в особенности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции) установленные КоАП РФ минимальные размеры административных штрафов от ста тысяч рублей и выше приводят к существенным финансовым обременениям, в том числе к вынужденной ликвидации данных юридических лиц, что не соотносится с целями административного наказания. Наложение административного штрафа в отношении данных юридических лиц в строгих рамках санкций статей Особенной части также не соотносится с принципами дифференцированности, соразмерности и справедливости административного наказания.
Вместе с тем, возможное освобождение данных юридических лиц от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ не соответствует цели данного административного института, а также противоречит общеправовым принципам неотвратимости ответственности за нарушение закона и равенства всех перед законом и судом.
В целях устранения данных правовых противоречий авторами законодательной инициативы предлагается при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, возможность назначения административного наказания уполномоченными органами ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Особенной части КоАП РФ, в случае, если низший предел административного штрафа составляет сто тысяч рублей и более. При этом минимальный размер административного штрафа не может составлять менее половины минимальной величины административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым отметить следующее.
1. На стадии подготовки законопроекта ко второму чтению стоит учесть, что установление административного штрафа ниже низшего предела должно соотноситься с превентивной целью административного наказания и принципом равенства всех перед законом и судом. С учетом общих правил назначения административного наказания, закрепленных в главе 4 КоАП РФ, и правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, полагаем целесообразным рассмотреть возможность распространения проектируемых норм о назначении административного наказания ниже низшего предела на всех субъектов административной ответственности, одновременно обсудив круг составов административных правонарушений, на которые распространяется соответствующий институт, а также вопрос минимального размера административного штрафа.
2. Термин "исключительные обстоятельства", предложенный субъектом права законодательной инициативы, по мнению Комитета, требует уточнения в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 25 февраля 2014 года N 4-П и в целях предупреждения коррупциогенных факторов должен в полной степени отвечать принципам определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.
3. В соответствии с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в указанных постановлениях, впредь до внесения надлежащих изменений в федеральное законодательство возможность установления административного наказания ниже низшего предела распространяется только на суды в силу их особого статуса как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти. В связи с этим представляется целесообразным обсудить возможность назначения административного наказания ниже низшего предела исключительно органами судебной власти.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона N 595456-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 30 сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.