Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 394011-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается, в частности, путем внесения изменений в примечания к статьям 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) расширить перечень лиц, подпадающих под категорию "должностные лица" (пункты 1 и 2 статьи 1 проекта); установить в статье 293 УК РФ ответственность за халатность, повлекшую особо крупный ущерб (пункт 3 статьи 1 проекта); отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, к уголовным делам альтернативной подследственности (пункт 1 статьи 2 проекта); дополнить статью 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) частью 4, установив ответственность должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей за совершение действий (бездействие), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом в сфере закупок с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества (пункт 2 статьи 3 проекта).
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 2 примечаний к статье 201 УК РФ, в который проектом вносится соответствующее изменение, был признан утратившим силу.
В связи с дополнением статьи 293 УК РФ новой частью первой.1, санкция которой в качестве максимального наказания предусматривает наказание в виде ареста на срок до шести месяцев (подпункт "б" пункта 3 статьи 1 проекта), полагаем необходимым внести соответствующее изменение в часть первую статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), исключив уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой.1 статьи 293 УК РФ, из подсудности мировых судей, как это предусмотрено в отношении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью первой этой же статьи УК РФ.
При внесении изменения в часть пятую статьи 151 УПК РФ (пункт 1 статьи 2 проекта) следует учитывать положения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 179-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми УК РФ был дополнен новой статьей 282.3 "Финансирование экстремистской деятельности", а в часть пятую статьи 151 УПК РФ были внесены изменения, определяющие подследственность уголовных дел о таких преступлениях.
Кроме того, предложение проекта об отнесении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, к уголовным делам альтернативной подследственности (пункты 1 и 2 статьи 2 проекта), то есть по которым предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления, повлечет возможность производства предварительного следствия по таким уголовным делам не только следователями органов федеральной службы безопасности (как это предполагалось проектом), но и следователями органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Предложение о дополнении статьи 7.32 Кодекса частью 4 и связанные с ним проектные изменения в другие статьи Кодекса не учитывают того, что в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 396-ФЗ) были внесены изменения в Кодекс, в том числе в статью 7.32, наименование, содержание и структура которой были изменены, в частности, данная статья стала состоять из шести частей.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ контракт представляет собой гражданско-правовой договор; неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, влечет гражданско-правовую ответственность (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Так, согласно части 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактом. В свою очередь части 5 - 8 указанной статьи устанавливают и регламентируют гражданско-правовую ответственность названных участников контрактной системы в сфере закупок за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств, предусмотренных контрактом. Во исполнение положений статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Также отмечаем, что предлагаемая проектом формулировка - "совершение действий (бездействия), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом..." - не отвечает требованию определенности правовой нормы. Кроме того, наличие последствий в виде причинения существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества является признаком уголовно наказуемого деяния (статьи 201, 202, 286.1, 293 УК РФ и др.), а не административного правонарушения.
Следует учитывать, что согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица, в связи с чем не следует указывать их в санкции новой части 4 статьи 7.32 КоАП РФ в качестве субъекта правонарушения.
Предложение о дополнении части 1 статьи 3.5 Кодекса пунктом 9 (пункт 1 статьи 3 проекта) не учитывает того, что в данной норме уже имеется пункт 9.
При внесении изменений в часть 1 статьи 23.66 Кодекса (пункт 4 статьи 3 проекта) не учтены изменения, внесенные в данную норму и статью 7.32 Кодекса Федеральным законом N 396-ФЗ.
Так, наделение должностных лиц федерального антимонопольного органа и его территориальных органов полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 7.32 Кодекса, путем внесения соответствующего изменения в пункт 62 части 2 статьи 28.3 Кодекса (пункт 5 статьи 3 проекта), не учитывает того, что согласно пункту 11 части 2 статьи 28.3 Кодекса составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 7.32 Кодекса, отнесено к полномочиям должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В наименовании законопроекта слово "некоторые" следует заменить словом "отдельные". Другие замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.