Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 663960-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1.09.14 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.14 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Новая редакция главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает нормы, определяющие гражданско-правовое положение религиозных организаций.
Вместе с тем, правовое положение религиозных организаций определяется также Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" (пункт 2 статьи 123.26 ГК РФ) и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
В этой связи положения специальных законов необходимо привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в отдельные нормы указанных законодательных актов в целях приведения их в соответствие с новой редакцией главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предлагается также внести изменения в отдельные положения новой редакции главы 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в цепях учета положений статьи 14 Конституции Российской Федерации, согласно которой религиозные организации отделены от государства.
В соответствии со статьей 65.1 ГК религиозные организации отнесены к числу унитарных юридических лиц, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.
Однако, согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", в силу конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями.
В этой связи учредители религиозных организаций могут стать их участниками (членами) в случаях, предусмотренных уставами и внутренними установлениями религиозных организаций. Поэтому в части 2 статьи 123.26 ГК РФ следует предусмотреть положение, согласно которому вопросы участия (членства) учредителей и иных юридических или физических лиц в религиозных организациях должны определяться учредительными документами и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.
Согласно части 5 статьи 50 ГК РФ "некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью".
Согласно пункту 2 статьи 66.2 ГК РФ в новой редакции, необходимое имущество может быть сформировано в виде "денежного вклада" либо "неденежного вклада", подлежащего оценке независимым оценщиком.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 6.12.2011 "деятельность религиозных организаций не связана с регулярным осуществлением операций по банковским счетам". Многие религиозные организации, расположенные, прежде всего, в сельской местности, таких операций не осуществляют. Соответственно, обособленного имущества в виде "денежного вклада" они не имеют.
Кроме того, религиозные организации, как правило, обладают имуществом на праве пользования и не имеют его в собственности. Таким образом, в большинстве случаев у них отсутствует возможность сформировать "неденежный вклад".
Важно отметить, что основной деятельностью религиозных организаций является религиозная деятельность, поэтому к религиозным организациям не следует автоматически применять нормы, разрабатываемые для коммерческих или иных организаций, имеющих другие основные функции (извлечение и распределение дохода, государственную и общественную деятельность и тому подобное).
Религиозные организации осуществляют сбор и получение пожертвований граждан и организаций, в том числе в связи с совершением религиозных обрядов и распространением религиозной литературы, а также иных предметов религиозного назначения. Данная деятельность носит безвозмездный характер и не связана с расчетами с кредиторами .
Предусмотренное части 5 статьи 50 ГК требование об обязательном наличии у религиозной организации обособленного имущества рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, может поставить на грань ликвидации большинство приходских общин, расположенных, как правило, в сельской местности и не имеющих банковских счетов и имущества на праве собственности.
В связи с этим существует необходимость внесения в главу 4 части первой ГК РФ изменений и дополнений, направленных на вывод религиозных организаций из-под действия части 5 статьи 50 ГК и, соответственно, части 3 статьи 50.1 ГК (в части необходимости включения в решение о создании религиозной организации сведений о размере, способах и сроках образования имущества религиозной организации).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных актов федерального законодательства, а также внесения в них изменений или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.