Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 664223-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П (далее - Постановление) в части приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", регламентирующих выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда гражданам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что часть 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в ней положение - по смыслу, придаваемому ему в системе действующего правового регулирования и правоприменительной практикой, - служит основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 той же статьи, тем гражданам, которые получили военную травму в период прохождения военной службы по призыву и после увольнения с военной службы до установления инвалидности вследствие военной травмы проходили службу в органах внутренних дел, в связи с чем получают пенсию за выслугу лет, выплачиваемую с учетом увеличения, предусмотренного пунктом "а" статьи 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон).
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении - внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на обеспечение выплаты указанным лицам ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Проект федерального закона устраняет несоответствие положений действующего законодательства по возмещению вреда здоровью военнослужащим (гражданам, призванным на военные сборы) Конституции Российской Федерации и позволяет обеспечить назначение гражданам ежемесячной денежной компенсации независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе увеличения пенсии за выслугу лет, предусмотренного пунктом "а" статьи 16 Закона).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19 мая 2014 г. N 15-П установил, что лицам, получающим пенсию в органах МВД России, которые получили военную травму в период прохождения военной службы и после увольнения с военной службы до установления инвалидности вследствие военной травмы проходили службу в органах МВД России, соответствующие структуры органов МВД отказывают в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации (далее - ЕДК), предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что противоречит Конституции Российской Федерации.
С учетом этого, проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предлагается законодательно закрепить право на получение ЕДК гражданам, которые получили военную травму в период прохождения военной службы, независимо от времени наступления инвалидности, места службы (работы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий и других выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - проект федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены правила, в соответствии с которыми выплату ЕДК уполномочены осуществлять в зависимости от места пенсионного обеспечения: Минобороны России, МВД России, ФСБ России и Роструд.
Другие федеральные органы исполнительной власти, не поименованные в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 142 (ФСО России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, ФТС России и Генпрокуратура России), полномочий на выплату ЕДК не имеют и денежные средства на указанные цели им из федерального бюджета не выделяются.
Минобороны России и ФСБ России назначение и выплату ЕДК производят независимо от места службы граждан и времени их увольнения со службы, в связи с чем дополнительных средств из федерального бюджета для реализации проекта федерального закона в указанных федеральных органах исполнительной власти не требуется.
Минтруду России дополнительных бюджетных средств в связи с принятием законопроекта не потребуется.
Поскольку статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение военнослужащих (сотрудников) и их семей осуществляется в зависимости от последнего места службы этих лиц, граждане, уволенные со службы из органов МВД России, пенсию и ЕДК получают от пенсионных органов МВД России. На пенсионном обеспечении в других федеральных органах исполнительной власти указанные лица не состоят и соответственно пенсии и ЕДК не получают.
В настоящее время ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размере:
- инвалидам I гр. - 15508,5 руб.
- инвалидам II гр. - 7754,25 руб.
- инвалидам III гр. - 3101,7 руб.
По данным МВД России в настоящее время численность граждан, которые получили военную травму в период прохождения военной службы, составляет 1550 человек. Поскольку представлена общая информация о количестве таких граждан, без указаний группы инвалидности, размер ежемесячной денежной компенсации определяется из размера, установленного для инвалидов II группы.
Расходы на выплату составят:
1550 х 7754,25 руб. = 12019,1 тыс. руб. в месяц.
Расходы по доставке составят:
12019,1 тыс. руб. х 0,004 = 480,76 тыс. руб.
Ежегодная потребность дополнительных средств федерального бюджета составляет:
(12019,1 + 480,76) х 12 = 149998,32 тыс. руб. в год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.