Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 664656-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"
Досье на проект федерального закона
В связи со вступлением в силу с 1 марта 2008 г. Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в области земельных отношений возникло новое понятие - кадастровый инженер.
Квалификация "кадастровый инженер" присваивается квалификационной комиссией физическому лицу, успешно сдавшему экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
Требования к лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы в настоящее время не способствуют становлению профессионального сообщества в данной сфере и негативным образом сказываются на отношении общества к отрасли в целом.
На сегодняшний день кадастровые инженеры осуществляют выполнение работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществляют замеры, вычисления и тому подобное, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и последующей регистрации прав на такие объекты.
В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об объекте недвижимости (земельном участке, здании, помещении, объекте незавершенного строительства) в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровым инженером документов (межевого плана, технического плана, акта обследования), содержащих необходимые для осуществления такого учета сведения. В этой связи представляется закономерным введение дополнительных квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных навыков в указанной области.
Также действующим законодательством предусмотрена ответственность кадастрового инженера в виде пресечения его профессиональной деятельности путем лишения квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Однако на сегодняшний день отсутствует возможность приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера в силу объективных причин, связанных, например, с временным неосуществлением своей профессиональной деятельности. Кроме того, действующим законодательством не урегулированы права и обязанности кадастрового инженера как субъекта профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что по информации, представленной Росреестром, в 2013 году наблюдался значительный рост количества судебных дел, по которым подведомственное Росреестру учреждение и его филиалы были привлечены к участию в качестве ответчика, третьего лица, заинтересованного лица, по сравнению с 2012 годом. Количество таких судебных дел увеличилось в среднем на 27% по сравнению с 2012 годом.
Также в 2013 году увеличилось количество судебных дел, связанных с исправлением кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, которые, в свою очередь, возникают вследствие несоблюдения требований к подготовке межевых, технических планов кадастровыми инженерами, в том числе вследствие нарушения порядка согласования границ при уточнении местоположения границ и площади земельного участка, неверного определения кадастровым инженером координат характерных точек границ земельных участков, контуров объектов капитального строительства на земельном участке, нарушения требований к порядку выдела земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, неверного указания площади объектов капитального строительства.
Существующие в настоящее время механизмы контроля за деятельностью кадастровых инженеров, а также требования к лицам, претендующим на получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы являются неэффективными, о чем свидетельствуют рост количества жалоб на деятельность кадастровых инженеров, высокий процент отказов и приостановок в осуществлении кадастрового учета, а также наличие значительного количества ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости об объектах недвижимости.
В этой связи представляется необходимым усовершенствовать законодательство, регулирующее деятельность кадастровых инженеров.
Изучение современного мирового опыта ведения кадастра показывает, что практически во всех странах с развитыми кадастровыми системами государство, как правило, в лице уполномоченного органа осуществляет контроль за соблюдением технологий и стандартов при выполнении межевых работ. В большинстве стран такой контроль обеспечивается институтом лицензирования частных землемеров, предусматривающим выдачу лицензии только тем лицам и руководителям фирм, квалификационные характеристики которых отвечают установленным требованиям.
Осуществление кадастровой деятельности, опираясь на саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности, позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за деятельностью кадастровых инженеров, способствуя тем самым экономии бюджетных средств, с другой стороны обеспечит поддержку развития предпринимательства и конкуренции в данной области, что приведет к сокращению средств и времени, затрачиваемых потребителями данных услуг. В то же время обязательность членства в саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности даст возможность контролировать качество работ и соблюдение стандартов.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктами 30.1, 30.4, 30.6 и 30.8 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р.
Законопроектом предусматривается установление дополнительных квалификационных требований к лицу, претендующему на приобретение статуса кадастрового инженера, в части наличия высшего образования по одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также наличия опыта работы по специальности, направление подготовки которой соответствует профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения им обязанностей, установленных Законом о кадастре.
В целях повышения квалификации планируется ввести обязанность кадастровых инженеров раз в три года проходить обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее 40 часов. В отношении тех кадастровых инженеров, действие квалификационного аттестата которых было приостановлено в связи с допущенными ими нарушениями при подготовке документов, вводится требование о прохождении обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее 80 часов.
Данная норма предполагает разработку примерной профессиональной программы повышения квалификации кадастровых инженеров, так как кадастровая деятельность требует наличие у кадастрового инженера технических знаний, умений и навыков, а также соответствующей юридической подготовки с учетом новых технологий, применяемых в современных условиях.
Кроме того, законопроектом законодательно закрепляется возможность досудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета органа кадастрового учета и закрепляется требование об обязательности членства кадастровых инженеров в саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.
Законопроектом предусматривается введение возможности приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового инженера по заявлению самого кадастрового инженера ввиду объективных причин.
Данная норма позволит не прибегать к процедуре отзыва квалификационного аттестата кадастрового инженера по основаниям, ранее являвшимся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Также законопроектом вводятся положения, предусматривающие возможность направления уведомления самостоятельно кадастровым инженером только в орган кадастрового учета в случаях, предусмотренных Законом о кадастре, в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", что позволит сократить временные и финансовые издержки. В отношении кадастровых инженеров сведения о которых включены в государственный реестр кадастровых инженеров, до момента вступления в силу положений, вводимых законопроектом, в части требований к наличию определенного образования и опыта работы будет установлен переходный период применения положений Законопроекта.
В целом принятие федерального закона будет способствовать становлению профессионального сообщества в сфере кадастровой деятельности и, как следствие, позволит повысить качество сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Принятие и реализация федерального закона не потребуют финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" не потребуют финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 "Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам".
Основание - подпункты "б" - "к" пункта 3 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Законопроект).
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г. N 444 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров и порядка предоставления сведений о кадастровом инженере, содержащихся в государственном реестре кадастровых инженеров".
Основание - подпункты "ж", "и" пункта 3, подпункты "а" - "д" пункта 4 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 83 "Об установлении формы квалификационного аттестата кадастрового инженера и порядка выдачи квалификационных аттестатов кадастровых инженеров"
Основание - подпункт "д" пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности"
Основание - пункт 9 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении порядка формирования и работы апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения органа кадастрового учета, установлении оснований и порядка проведения саморегулируемой организацией в сфере кадастровой деятельности независимой экспертизы, необходимой для обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета".
Основание - пункт 2 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении перечня документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения органа кадастрового учета, способов и порядка представления таких документов"
Основание - пункта 2 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении перечня специальностей высшего профессионального образования для установления соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам"
Основание - подпункт "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области кадастровых отношений".
Основание - абзац второй статьи 3 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка и сроков хранения актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленных в ходе выполнения кадастровых работ, а также порядка и сроков их передачи в орган кадастрового учета".
Основание - пункты 7, 8 статьи 1 законопроекта.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия Законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.