Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 665383-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от последствий потребления табачных изделий.
Проект закона предусматривает запрет на оптовую и розничную реализацию на территории Российской Федерации некурительного табачного изделия снюс.
Табак сосательный (снюс) - один из видов некурительного бездымного табака, главным компонентом которого является никотин, содержащийся в одной порции снюса примерно в 5 раз больше, чем в одной сигарете. 30 минут "жевания" данного табачного изделия доставляет в организм количество никотина, равное его содержанию в трех сигаретах, а потребление двух пачек снюса в неделю дает примерно такой же эффект, как 1,5 пачки сигарет в день.
Поскольку никотин вызывает сильное привыкание, потребители снюса быстро попадают в физическую и психическую зависимость от него. Также его потребление вызывает серьезные заболевания. К наиболее заметным медицинским последствиям относятся: разрушение зубов, кариес, атрофия десен, дистрофическое изменение слизистой оболочки. Кроме того, длительное потребление некурительного бездымного табака приводит к возникновению рака десен, ротовой полости, глотки, гортани и пищевода. Некурительный табак может также играть роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов в связи с ростом кровяного давления, сужением кровеносных сосудов и нарушением сердечного ритма.
Вместе с тем снюс рекламируется как безопасный вид табака.
По данным исследования "Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака", некурительный табак в России потребляют около 654 000 человек, или 1,5 процента от общего числа курильщиков. Употребление снюса имеет тенденцию к увеличению.
Снюс способствует развитию никотиновой зависимости в той же мере, как и другие формы табака. Потребители снюса при попытках отказа от табака обнаруживают проявления тяги и симптомы отмены никотина, что затрудняет отказ от потребления. Фактически быстрое поступление никотина в организм потребителя создает уровень зависимости, сопоставимый с зависимостью у курильщиков.
Следствиями употребления снюса становятся деградация, изменение личности, проблемы с памятью, нарушение психики, быстрое развитие физической и психической зависимости. У подростков и молодежи употребление снюса очень быстро переходит в привычку. При этом возрастает потребность в более сильных ощущениях, что в дальнейшем может привести к употреблению наркотиков.
Всемирная организация здравоохранения в 1988 году рекомендовала запретить использование некурительного бездымного табака в тех странах, где он пока не является распространенным. Основанием для такой рекомендации является тот факт, что любая компания, продвигающая на рынок некурительные табачные изделия, не ограничивается их продажей курильщикам, пытающимся отказаться от курения, а будет вовлекать в ряды своих потребителей широкие группы населения, включая некурящих.
В государствах Евросоюза продажа и производство любого жевательного табака, кроме классического, запрещены с 2001 года. С 2003 года запрещена продажа такого табака во многих штатах Индии, где употребление табака в данной форме является традицией. В 2004 году серьезные ограничения по продаже и употреблению насвая приняты специальным указом Президента Туркмении. С января 2010 года распространение насвая, снюса и других жевательных и нюхательных препаратов с добавлением табака, извести или другого нетабачного сырья запрещено в Беларуси.
В целях обеспечения охраны здоровья граждан, ограничения потребления табака и распространения отдельных видов некурительных табачных изделий, а также своевременного решения проблем в данной сфере, возникающих на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, законопроектом предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дополнительные ограничения торговли некурительными табачными изделиями, в том числе и полный запрет на розничную продажу некурительных табачных изделий (по аналогии с розничной продажей алкогольной продукции - ограничения установлены частью 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Законопроектом также предлагается внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за оптовую или розничную торговлю табаком сосательным (снюсом).
Учитывая, что в процесс потребления некурительных табачных изделий, в том числе табака сосательного (снюса), вовлекаются несовершеннолетние, а также в целях предотвращения распространения новых видов некурительных табачных изделий предлагаемые законопроектом меры по ограничению торговли, а также установлению ответственности за нарушение правил продажи табачных изделий позволят существенно снизить потребление табака среди граждан нашей страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.