Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 667444-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N АХ-П4-7434 (пункт 1), направленного на обеспечение реализации решения Президента Российской Федерации от 10 ноября 2012 г. N Пр-3022 (в части, касающейся контроля за поведением лиц, судимых за совершение соответствующих видов преступлений).
Законопроект предусматривает установление административного надзора в обязательном порядке за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности, а также сопряженных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Одновременно законопроектом предлагаются изменения, направленные на решение ряда проблемных вопросов, имеющих место в практической деятельности, связанной с реализацией Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации административный надзор в отношении указанных лиц устанавливается при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона.
Цели установления административных ограничений поднадзорному лицу заключаются в первую очередь в воспрепятствовании продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние несколько лет, несмотря на усилия, предпринимаемые правоохранительными органами Российской Федерации, наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества преступлений террористической и экстремистской направленности (в 2009 году было зарегистрировано 1127 таких преступлений, в 2010 году - 1143, в 2011 году - 1244, в 2012 году - 1333, в 2013 году - 1557).
При этом по-прежнему значительным остается количество преступлений, сопряженных с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, лица осуществляющего правосудие или предварительное расследование (в 2009 году было зарегистрировано 630 таких преступлений, в 2010 году - 647, в 2011 году - 451, в 2012 году - 456, в 2013 году - 375).
Учитывая высокую степень опасности для общества и государства лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической и экстремистской направленности (в частности, проведенный анализ свидетельствует о том, что многие осужденные за такие преступления на путь исправления не встают и не прекращают экстремистскую деятельность после освобождения из мест лишения свободы - около 70 процентов освободившихся сторонников радикальных структур принимают участие в экстремистских акциях), а также связанных с посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, сотрудника правоохранительного органа, с целью оказания на таких лиц индивидуального профилактического воздействия законопроектом предлагается предусмотреть в отношении их установление административного надзора в обязательном порядке без дополнительных условий.
Понятие преступлений экстремистской направленности определено в примечании к статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК). Для целей установления административного надзора в отношении лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической направленности, в законопроекте перечислены статьи 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 295, 317 и 360 УК (с учетом положений статьи 24 Федерального закона "О противодействии терроризму").
С учетом правоприменительной практики законопроектом предлагается предусмотреть упрощенную процедуру рассмотрения в порядке, установленном главой 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дел об установлении административного надзора с сокращением срока их рассмотрения до 10 суток.
Учитывая, что в практической деятельности возникают проблемные вопросы в части определения подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не имеющих постоянного места жительства или пребывания, законопроект регламентирует особенности установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, не имеющего постоянного места жительства или пребывания.
Для определения территориальной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, не имеющего постоянного места жительства или пребывания, а также решения иных вопросов, связанных с осуществлением такого надзора, законопроектом предлагается использовать термин "место фактического нахождения", как адекватную характеристику положения указанного лица, которая позволит устранить пробел в правовом регулировании порядка установления и осуществления административного надзора в отношении такого лица. Использование данного термина в целях законопроекта не противоречит применяемому в законодательстве (Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "О гражданстве Российской Федерации", "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и другие) подходу, связанному с использованием такого термина применительно к характеристике положения различных категорий физических лиц.
Реализация законопроекта позволит повысить эффективность принимаемых мер, направленных на противодействие терроризму и профилактику экстремистской деятельности, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, правосудия и порядка управления, а также будет способствовать снятию отдельных проблем в деятельности, связанной с осуществлением административного надзора.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.