Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 667404-6 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г. N 317-р, и направлен на введение возможности использования типовых уставов обществами с ограниченной ответственностью (ООО) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса.
Основная идея законопроекта заключается в предоставлении учредителям (участникам) юридического лица (на первом этапе - только ООО) возможности действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, путем принятия общим собранием участников (учредителей) соответствующего решения.
В отличие от положений части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законопроект исходит из того, что типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не потребует его последующего утверждения участниками ООО и придания такому уставу бумажной формы. Для целей регистрации юридического лица не потребуется представлять типовой устав в регистрирующий орган ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава).
Использование типового устава представляется целесообразным не только для целей государственной регистрации, как это предусмотрено статьей 52 ГК РФ, но и для собственно осуществления деятельности ООО без необходимости придания такому уставу бумажной формы. При понимании типового устава как составной части нормативного правового акта индивидуальные сведения о конкретном ООО, использующем типовой устав (сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала юридического лица), будут отражаться не в уставе, а только в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В этих целях законопроектом уточняются положения статей 50.1, 52 и 54 ГК РФ (в редакции федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ). Кроме того, законопроектом предлагается исправить допущенную в статье 52 ГК РФ неточность в отношении включения сведений о порядке управления деятельностью юридического лица в ЕГРЮЛ в случае использования типового устава.
Для ООО сохраняется также возможность действовать на основании индивидуализированных уставов, то есть с указанием в уставе индивидуальных сведений об ООО и положений, не предусмотренных типовым уставом. Такой документ будет существовать в традиционной бумажной форме. В этой связи законопроектом предлагается предусмотреть два вида устава общества: устав, утвержденный учредителями (участниками) общества ("индивидуализированный устав"), и типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом (типовой устав). Такое разделение необходимо для понимания, к какому виду устава применяется конкретное положение законопроекта (например, при изменении наименования или места нахождения общества сведения об этом в первом случае вносятся в устав, утвержденный учредителями (участниками) общества, и в ЕГРЮЛ, а во втором случае - только в ЕГРЮЛ). При этом отказаться от использования типового устава, равно как и перейти на использование типовых уставов, ООО сможет в любой момент в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации.
При использовании типовых уставов учредителям юридических лиц не потребуется квалифицированная правовая помощь для составления устава, контрагенты юридических лиц смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган может не проверять соответствие устава законодательству.
Указанные изменения востребованы бизнес-сообществом, способствуют оптимизации процедуры представления документов в регистрирующий орган и, как следствие, ускоряют процесс регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Реализация законопроекта будет способствовать увеличению количества создаваемых юридических лиц, привлечению новых инвестиций и ускорению экономического роста.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"
Принятие указанного федерального закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Введение в действие указанного федерального закона не потребует увеличения штатной численности сотрудников органов государственной власти. Расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на осуществление полномочий органов государственной власти не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)" потребует:
1. Внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
а) приказ Минфина России от 22 июня 2012 г. N 87н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Целью внесения изменений в указанный приказ является приведение в соответствие положений Административного регламента с нормами, предусматривающими возможность для юридических лиц использовать типовые уставы.
Головной исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - 9 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)";
б) приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Целью внесения изменений в указанный приказ является изменение форм, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в связи с введением возможности для юридических лиц использовать типовые уставы.
Головной исполнитель - ФНС России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)".
2. Принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об уполномоченном государственном органе, утверждающем типовые уставы.
Целью принятия указанного нормативного акта является наделение государственного органа правом утверждения типовых уставов для использования их юридическими лицами.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в федеральные законы "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.