Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 667531-6 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Реализация ее положений предполагает обеспечение инвалидов условиями для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание для них возможности участия в жизни общества наравне с другими. В Российской Федерации приняты масштабные законодательные меры, позволяющие улучшить условия адаптации инвалидов при пользовании услугами транспорта, информации, связи, а также в сферах культуры, спорта, охраны здоровья, социальной защиты, занятости, доступа к правосудию. В то же время необходимо провести большую работу по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и созданию других условий для их полноценной жизни и деятельности. В первоначальном докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах инвалидов "О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации" приводятся значимые цифры бюджетных расходов, произведенных для достижения показателей целевых программ. На федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" было выделено 4,7 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 3,0 млрд. рублей. На выполнение программы "Доступная среда" запланировано выделение финансовых средств в 36 раз больше (всего 180 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 160 млрд. рублей). Первый для России Доклад в ООН был подготовлен в сентябре 2014 года Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Несмотря на принимаемые меры, данные о числе инвалидов, свидетельствуют о том, что в течение 5 лет (2009-2013 годы) число инвалидов практически не уменьшается, а число детей-инвалидов растет. Результаты анализа федеральных программ также свидетельствует о том, что предпринимаемые меры носят экстенсивный характер. Реабилитационная направленность предпринимаемых мер явно недостаточна.
Для того, чтобы переломить ситуацию с положением инвалидов в Российской Федерации, необходим комплекс системных организационных, социальных, финансовых, кадровых, научных действий, которые должны координироваться на самом высоком государственном уровне.
Одной из значимых организационных мер, обеспечивающей формирование, реализацию и контроль государственной политики в сфере поддержки и обеспечения прав инвалидов, станет создание института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный). Учреждение такого института согласуется с рекомендациями ООН.
Проект федерального закона определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного, а также закрепляет основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав инвалидов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с проектом федерального закона Уполномоченный назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения общественных объединений инвалидов сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более, чем на два срока подряд.
Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов; участвует в рассмотрении дел арбитражными судами; участвует в уголовном судопроизводстве; имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения; имеет право в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также учреждения, исполняющие наказания; осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов инвалидов. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах.
Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов в субъекте Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов инвалидов, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов. Предлагаемые меры будут способствовать защите прав и законных интересов инвалидов.
В целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" необходимо принятие дополнений и изменений в некоторые федеральные законы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета на выплату денежного содержания Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов. Денежное содержание Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов предполагается установить такое же, как Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. С учетом должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных надбавок к должностному окладу, денежного поощрения и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, в федеральном бюджете на эти цели должно быть предусмотрено не более 2,3 млн. руб. ежегодно. В связи с незначительностью этой суммы по сравнению с ассигнованиями, выделяемыми в федеральном бюджете на государственное управление, указанная сумма в 2015 году может быть изыскана за счет перераспределения и экономии средств, предназначенных для денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Полномочия по организационному, правовому, аналитическому, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов предполагается возложить на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.
В случае принятия субъектом Российской Федерации решения об учреждении должности уполномоченного по защите прав инвалидов финансирование его деятельности должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и другие федеральные законы, а также внесения изменений и дополнений в подзаконные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.