Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 432308-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривающие следующее:
к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
решение о допуске к педагогической деятельности принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к преступлениям менее тяжкой категории, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав наделяется компетенцией принимать решения о допуске к педагогической деятельности, а также к предпринимательской деятельности в отношении указанных лиц;
предусматривается временное отстранение от работы педагогического работника, в отношении которого осуществляется уголовное преследование за указанные преступления;
устанавливаются аналогичные ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних;
не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, если это лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Комитет, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Вместе с тем, Комитет считает необходимым при подготовке его ко второму чтению учесть следующее:
законопроект предусматривает временное отстранение от работы педагогического работника, в отношении которого осуществляется уголовное преследование за перечисленные выше преступления. Аналогичного механизма в отношении индивидуальных предпринимателей не предусмотрено, что фактически позволит им продолжать деятельность находясь под следствием;
вызывает опасения реализация законопроекта в части профессиональной подготовленности и компетенции руководителей и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, для решения этой проблемы необходимо предусмотреть централизованную подготовку материалов методического или инструктивного характера, систематическое консультирование и информационное обеспечение деятельности комиссий.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию поддерживает принятие законопроекта N 432308-6 в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.