Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
от 13 марта 2014 г. N 3.6-5/76
на проект федерального закона N 432308-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 февраля 2014 года (выписка из протокола N 146, п. 61) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел по вопросам, находящимся в ведении Комитета, проект федерального закона N 432308-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам правового регулирования ограничений на занятие педагогической деятельностью, а также иной деятельностью с участием несовершеннолетних", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
1. Законопроект направлен на реализацию положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" (далее - Постановление), согласно которому статьи 331 и 351.1 Трудового кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В этих целях законопроектом вносятся соответствующие изменения в ТК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2. Представленный законопроект с учетом Постановления конкретизирует запрет на доступ к работе с детьми (пункт "а" части 2 статьи 1 законопроекта) для тех, кто: 1) имел или имеет судимость, подвергался уголовному преступлению (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных вводимой законопроектом частью четвертой статьи 331 ТК РФ; 2) имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше в перечне.
Законопроектом устанавливается порядок временного отстранения от работы с детьми (пункт "б" части 2 статьи 1 и часть 3 статьи 1 законопроекта) для лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательство, наделяющие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочием (статьи 1, 2, 3 законопроекта) принимать решение о допуске к работе с детьми лиц, имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений, прекращено по нереабилитирующим основаниям. Такое решение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принимается в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3. Поддерживая в целом концепцию указанного законопроекта, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Представляется нецелесообразным наделение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав полномочием принимать решения о допуске к работе с детьми лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых было прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Следует учитывать, что указанные комиссии создаются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации.
Принятие указанного положения законопроекта приведет к тому, что коллегиальному органу субъекта Российской Федерации будет предоставлено право самостоятельно принимать решение по ограничению трудовых прав граждан, установленных федеральным законом.
Согласно Положению о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления, принятые комиссией, обязательны для исполнения только органами и учреждениями системы профилактики и не являются для работодателя основанием в принятии решения о приеме или отказе в приеме гражданину на работу.
Полагаем целесообразным возложить на работодателя полномочия по принятию решения о допуске к работе с детьми лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых было прекращено по нереабилитирующим основаниям.
При условии учета указанного предложения при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет считает возможным предложить Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.