Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (об отмене обязанности организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, по ведению бухгалтерского учета),
внесенному депутатами Государственной Думы А.А. Агеевым, О.Л. Михеевым, В.Г. Швецовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Настоящий законопроект предусматривает освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Обязанность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет была установлена новой редакцией Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон), вступившей в силу с 1 января 2013 года.
Несмотря на то, что предыдущая редакция Закона освобождала хозяйствующего субъекта, применяющего упрощенную систему налогообложения, от ведения бухгалтерского учета, данный субъект обязан был вести в общем порядке такие участки бухгалтерского учета, как учет основных средств и нематериальных активов, заработной платы и расчеты с персоналом, расчеты по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В связи с этим и, принимая во внимание системный характер бухгалтерского учета (невозможность вести учет какого-то одного объекта изолированно), исполнение названных обязанностей по ведению указанных участков учета, по существу, означало ведение бухгалтерского учета в полном объеме.
Учитывая требование о непрерывности ведения бухгалтерского учета (часть 3 статьи 6 Закона) и формировании систематизированной информации о деятельности и финансовом положении экономического субъекта с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности вызывает сомнение целесообразность установления обязанности по ведению бухгалтерского учета в зависимости от факта применения данным субъектом того или иного способа уплаты налогов, потенциально носящего временный и добровольный характер.
При этом законопроектом не предусмотрен механизм "восстановления" бухгалтерского учета в случае перехода организации на общую систему налогообложения (утраты права на ее применение).
Кроме того, предлагаемые законопроектом меры препятствуют решению вопросов, связанных с имуществом, правами и обязанностями юридического лица, их соотнесением с правами собственников (учредителей, акционеров, участников) этого юридического лица. Указанные вопросы могут быть решены только на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете. При ее отсутствии становится невозможным, в частности, определение долей участников при распределении прибыли, при внесении дополнительных средств в капитал, при реорганизации и ликвидации организации, при выходе из нее отдельных участников и т.п.
Помимо указанных имущественных вопросов, действующим законодательством установлены общие требования для организаций соответствующих организационно-правовых форм касательно утверждения годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления, сопоставления чистых активов с величиной капитала организации, определения стоимости отчуждаемого имущества в результате крупной сделки, формирования разделительного или ликвидационного баланса, предупреждения несостоятельности (банкротства) и т.д.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения, вводя для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобождение от ведения бухгалтерского учета, не исключают необходимость исполнения ими положений целого ряда законодательных актов Российской Федерации, содержащих требования к ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности либо нормы, реализация которых возможна только на основе данных бухгалтерского учета: Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О некоммерческих организациях", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об организованных торгах", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О негосударственных пенсионных фондах" и др.
Кроме того, предложенная в законопроекте норма препятствует реализации конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципе юридического равенства сторон и договорных отношений, конкуренции и риске. Реализация данного права обеспечивается, в том числе, бухгалтерским учетом, который, как следует из статьи 71 (пункты "ж", "р") Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункт "б" части 1), служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики в Российской Федерации и относится к числу конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 4-П).
В связи с этим освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества (Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 319-О)
Таким образом, принятие законопроекта приведет к введению в заблуждение организаций по вопросу необходимости формирования данных бухгалтерского учета во исполнение действующего российского законодательства, неисполнение которого может также повлечь негативные последствия, включая необходимость восстановления отсутствующих данных по учету отдельных объектов бухгалтерского учета для проведения процедур, не связанных с обязанностью ведения бухгалтерского учета.
Также следует отметить, что реализация предусмотренной законопроектом меры может привести к утрате или значительному усложнению контроля правильности исчисления, полноты и своевременности поступления платежей, обеспечивающих социальные гарантии гражданам Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и созданию препятствий для функционирования государственной системы социальной защиты населения. При контроле правильности исчисления, полноты и своевременности перечислений хозяйствующими субъектами (страхователями) соответствующих платежей органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации используется информация, формируемая в бухгалтерском учете, в частности первичные учетные документы.
Наиболее оптимальным вариантом реализации цели законопроекта - снизить излишнюю административную и финансовую нагрузку в отношении субъектов малого предпринимательства, вместо декларативной нормы об освобождении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности ведения бухгалтерского учета, представляется предоставление субъектам малого предпринимательства и отдельным формам некоммерческих организаций права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную (финансовую) отчетность, которое было установлено Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
В связи с изложенным Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 502252-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.