Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 667782-6 "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью разработки проекта федерального закона "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации" (далее - законопроект) является создание правовых основ для обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации и устойчивого развития российской экономики путем формирования системы государственных гарантий и мер защиты национальной экономики Российской Федерации, а также обеспечения сохранения конфиденциальности сведений бухгалтерской и финансовой документации ведущих российских организаций и защиты государственной тайны.
В 2014 году в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц были введены многочисленные ограничительные меры (санкции). По заявлению официальных представителей стран, вводящих ограничительные меры (санкции), основной целью таких санкций является ослабление российской экономики. Таким образом, в условиях формирования недобросовестной конкуренции, перед государственными органами Российской Федерации встает задача, связанная с необходимостью защиты национальных интересов и мобилизации процессов, направленных на скорейшее формирование крепкой национально-ориентированной, суверенной экономики.
Учитывая агрессивное и не партнёрское поведение государств, вводящих санкции в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, законопроектом вводится определение "страны агрессора".
Правительству Российской Федерации, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации и развития национальной экономики, законопроектом предоставляется право утверждать перечень "стран агрессоров".
Законопроектом устанавливается, что иностранным юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в "стране агрессоре", а также российским юридическим лицам аффилированным или зависимым от таких иностранных лиц, запрещается осуществление на территории Российской Федерации деятельности проведению аудита, предоставления юридических и иных консультационных услуг.
Такие меры связаны в первую очередь с тем, что в настоящее время консалтинговая инфраструктура российского бизнеса монополизирована иностранцами. Стоит отметить, что рынок консультационных услуг в России, который в 2013 году составил более 90 млрд. рублей, на 70% принадлежит иностранным компаниям, в частности Делойт, КПМГ, Эрнст энд Янг, Прайсуотерхаускуперс, "Бостонская консалтинговая группа", МакКинзи и другие.
Особое внимание в законопроекте уделяется вопросам оказании поддержки российскому сегменту в сфере аудита. Этот подход связан с тем, что аудиторские организации играют важную роль в развитии экономических взаимоотношений. Российский аудит - сегмент рынка с высоким, более 50% уровнем добавленной стоимости.
По общему представлению, основной целью аудита финансовой отчетности является выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях. При этом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей. И наоборот, информация об организации может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни, пристрастности или даже умышленности ее составителей, либо использована в интересах сторонних организаций, в том числе иностранных.
В настоящее время на рынке аудиторских услуг наблюдаются тенденции, увеличивающие риски нанесения ущерба отечественному бизнесу. Так в сфере регулируемой Законом "Об аудиторской деятельности", существенно доминируют представители иностранных аудиторских организаций, так называемой "Большой четверки" ("PricewaterhouseCoopers", "KPMG", "Ernst&Young", "Deloitte&Touche") и наблюдается тенденция роста присутствия указанных организаций на рынке аудиторских услуг. Иностранные аудиторские организации в настоящий момент проводят аудит большинства стратегических предприятий РФ, доступ к такой информации угрожает стратегическим интересам Российской Федерации.
Также участие таких организаций влечет экономический ущерб российским аудиторским компаниям. По информации Министерства Финансов РФ, доля доходов компаний "Большой четверки" от проведения аудита выросла на 22,4%, в то время как в 46 крупнейших российских аудиторских организаций только на 4,5%. Четыре международные организации занимают 42,6% в совокупных доходах от проведения аудита всей аудиторской отрасли (Данные отчета Минфина России за 2013 г.).
Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента:
"Большая четверка" - 5 763,20 тыс. руб.;
Типичная аудиторская организация в Москве - 161,3 тыс. руб;
Типичная аудиторская организация в регионах РФ - 94,2 тыс. руб.
Разница в величине дохода от одного клиента составляет, в среднем, 60 с лишним раз.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений в федеральное законодательство позволит:
обеспечить защиту стратегической информации отечественных предприятий;
организовать выполнение поручений Президента РФ и привлечении на выполнение заказов для государственных нужд предприятий малого и среднего бизнеса, которыми в основном и являются аудиторские организации, так как по данным Министерства Финансов РФ более 88% субъектов аудиторского бизнеса относятся к малым предприятиям, 10% - к средним. Привлечение именно этих субъектов к проведению аудиторских проверок предприятий, в которых доля государственной собственности составляет более 25%, будет конкретной реализацией поставленной задачи, а также позволит снизить стоимость проводимых аудиторский проверок;
поддержать отечественный, национальный бизнес, с высокой долей интеллектуального капитала, который будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране.
Для реализации вышеизложенных задач законопроектом предлагается изменения в федеральное законодательство, направленное на:
1) определение видов "запретных" для иностранцев услуг в сфере аудита, в частности:
аудит по РСБУ для государственных компаний, государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, хозяйственных обществ, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 50% плюс одна акция и т.д.;
аудиторские задания в целях получения государственного финансирования или получения финансирования со стороны организаций, перечисленных выше;
2) введение ограничения на выдачу допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, причем ограничение должно распространяться на учреждение и предприятия, которые не имеют среди взаимозависимых лиц иностранных организаций, граждан других государств, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;
3) введение нормативного определения аффилированных (взаимозависимых) лиц, для целей законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О введении мер защиты национальной экономики Российской Федерации и ограничении деятельности юридических лиц и граждан стран агрессоров на территории Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.