Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 443890-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по вопросам использования лесных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства)",
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 443890-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по вопросам использования лесных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства)", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливается порядок использования лесов для осуществления аквакультуры (рыбоводства), в том числе предоставление лесных участков в аренду для указанных целей.
Не оспаривая необходимости совершенствования правового регулирования в части использования лесных участков для указанных целей, Комитет не может согласиться с предлагаемыми изменениями по следующим основаниям.
Законопроектом предлагается дополнить статью 38 Лесного кодекса Российской Федерации "Использование лесов для ведения сельского хозяйства" положением о том, что лесные участки для осуществления аквакультуры (рыбоводства) предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на основании договоров пользования рыбоводным участком, заключенных в соответствии с законодательством об аквакультуре (рыбоводстве), и договоров аренды лесных участков.
Авторами законопроекта не учитывается, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об аквакультуре") аквакультура (рыбоводство) может относиться как к сельскохозяйственному производству (часть 1 указанной статьи), так и к деятельности по сохранению водных биологических ресурсов (часть 2 указанной статьи). При этом аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством) и осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, а аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сохранению водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом в той мере, в какой это допускается Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Следует также иметь в виду, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Заключение договора пользования рыбоводным участком в таких случаях не осуществляется.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об аквакультуре" особенности использования земель для целей аквакультуры (рыбоводства) устанавливаются в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В контексте целей рассматриваемого законопроекта представляется очевидной необходимость дополнения указанной нормы ссылкой на Лесной кодекс Российской Федерации, однако соответствующие изменения законопроектом не предусмотрены. Таким образом, законопроект не устанавливает исчерпывающего правового регулирования по вопросам использования лесов для осуществления аквакультуры (рыбоводства), что не может быть признано обоснованным.
Далее, необходимо отметить, что согласно проектируемым изменениям в статью 72 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка для осуществления аквакультуры (рыбоводства) заключается на срок до сорока девяти лет. По мнению Комитета, данное положение нуждается в дополнительном обосновании, т.к. договор пользования рыбоводным участком, в зависимость от наличия которого ставится возможность заключения договора аренды соответствующего лесного участка (пункт 2 статьи 1 законопроекта), заключается на срок от пяти до двадцати пяти лет (часть 5 статьи 9 Федерального закона "Об аквакультуре").
Также не могут быть поддержаны изменения, предлагаемые законопроектом в статью 104 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливающие возможность осуществления аквакультуры (рыбоводства) в лесах, расположенных в водоохранных зонах. В совокупности с проектируемыми дополнениями к статье 21 Лесного кодекса Российской Федерации в указанных лесах, расположенных на землях лесного фонда, будет допускаться строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства), к таким объектам отнесены в том числе объекты рыбоводной инфраструктуры, т.е. имущественные комплексы, в том числе установки, здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, искусственные острова, которые необходимы для осуществления аквакультуры (пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об аквакультуре").
Таким образом, в случае принятия предлагаемых изменений, в статье 104 Лесного кодекса Российской Федерации возникнет внутреннее противоречие, т.к. пунктом 5 части 1 указанной статьи в лесах, расположенных в водоохранных зонах, размещение объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья) запрещено.
На законопроект поступило заключение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (поддерживает концепцию законопроекта). Правительство Российской Федерации, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают законопроект.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 443890-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации по вопросам использования лесных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства)", внесенного Законодательным Собранием Республики Карелия, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.