Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 671750-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 29 октября 2012 г. (N Пр-3048 от 12 ноября 2012 г.).
Законопроектом предусматриваются меры по изменению подходов к финансированию научных исследований на основе всестороннего развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - фонды).
Предложена новая редакция статей 15 и 15.1 указанного Федерального закона, которыми устанавливаются единые подходы и требования для всех фондов, независимо от того, кто является учредителем таких фондов (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или частное лицо).
При этом фонды (независимо от вида и учредителя) наделяются полномочиями, достаточными не только для финансирования научных исследований по договору гранта, но и проектов, направленных на перспективное развитие научных и образовательных организаций.
Особое внимание законопроект уделяет информационной открытости фондов на всех стадиях реализации проектов, начиная от проведения конкурса и заканчивая обнародованием результатов исследований. Законопроект предусматривает размещение фондами на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) в государственных информационных системах информацию о собственной деятельности.
Одновременно законопроектом вводится ряд определений, необходимых для перехода к проектной модели финансирования научных исследований, новым механизмам адресной поддержки развития и содержания научной инфраструктуры, в том числе центров коллективного пользования и уникальных научных установок.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановлений Правительства Российской Федерации:
а) об установлении требований к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, созданным научными и образовательными организациями за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) функционирование которых обеспечивается за счет таких ассигнований, а также порядка их функционирования.
Основание - абзац второй подпункта "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Принятие указанного нормативного правового акта позволит установить требования к центрам коллективного пользования научным оборудованием и уникальным научным установкам, а также порядок их функционирования.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России;
б) о внесении изменений в уставы федеральных государственных бюджетных учреждений "Российский фонд фундаментальных исследований", "Российский гуманитарный научный фонд" и "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере".
Основание - абзац седьмой пункта 5 статьи 1 законопроекта.
Принятие данного нормативного правового акта позволит определить федеральные органы исполнительной власти, которых Правительство Российской Федерации уполномочит на осуществление отдельных функций и полномочий учредителя в отношении указанных фондов.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
2) распоряжение Правительства Российской Федерации о государственных информационных системах, в которых фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности размещают информацию о своей деятельности.
Основание - абзац двадцатый пункта 5 статьи 1 законопроекта.
Принятие указанного правового акта позволит определить перечень государственных информационных систем для размещения данными фондами информации с целью их информационной открытости на всех стадиях финансирования проектов.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.