Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 672981-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (далее - законопроект) разработан Минкомсвязью России во исполнение пункта 61 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год (далее - план), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. N 2369-р и направлен на совершенствование использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Законопроект содержит положения, направленные на создание доступных механизмов обеспечения доверия электронным подписям в виде системы удостоверяющих центров, соответствующих установленным требованиям, применяющих технологию усиленной квалифицированной электронной подписи, что позволит унифицировать систему электронного документооборота при предоставлении государственных (муниципальных) услуг для граждан и организаций в электронной форме, а также исполнение соответствующих государственных (муниципальных) функций.
Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 12 Федерального закона "Об электронной подписи" в части закрепления возможности средств электронной подписи показывать лицу, осуществляющему создание электронной подписи, содержание информации, подписание которой производится не только самостоятельно, но и с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для отображения такой информации.
Законопроектом закрепляются положения, направленные на устранение возможности установления правовых ограничений при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи субъектами электронного документооборота. Так, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "Об электронной подписи" частью 2.1, устанавливающей положение о том, что операторы государственных и муниципальных информационных систем, а также информационных систем, использование которых предусмотрено нормативными правовыми актами, или информационных систем общего пользования не вправе требовать наличия в квалифицированном сертификате информации, ограничивающей его применение в иных информационных системах.
Учитывая, что правовое регулирование в части установления требований к квалифицированному сертификату кроме вопросов в сфере безопасности, отнесенных к компетенции ФСБ России, содержит и вопросы, входящие в компетенцию органа, уполномоченного в сфере использования электронной подписи, законопроектом предлагается утверждение требований к квалифицированному сертификату по согласованию с указанным органом государственной власти. Принимая во внимание то, что в настоящее время не установлен формат электронной подписи, законопроектом предлагается установить формат электронной подписи, обязательный для реализации всеми средствами электронной подписи.
Законопроектом устанавливается обязательное требование по использованию для заверения от своего имени квалифицированных сертификатов любым аккредитованным удостоверяющим центром квалифицированного сертификата, созданного с использованием информационной системы головного удостоверяющего центра. Это позволит обеспечить лиц, участвующих в юридически значимом электронном документообороте достоверной информацией о статусе квалифицированных сертификатов иных участников документооборота.
В целях создания вышеуказанной системы доверенных удостоверяющих центров законопроект содержит положения, направленные на усиление требований, предъявляемых к аккредитованным удостоверяющим центрам, с целью повышения ответственности таких удостоверяющих центров за невыполнение условий, предусмотренных Федеральным законом "Об электронной подписи". В том числе предусматривается повышение финансовой ответственности удостоверяющих центров за невыполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, законопроект закрепляет унифицированный порядок реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей путем введения обязательных требований к такому порядку. Утверждаться указанные требования должны уполномоченным федеральным органом в области использования электронной подписи по согласованию с уполномоченным федеральным органом в области обеспечения безопасности.
Законопроектом уточняется механизм проведения проверок аккредитованных удостоверяющих центров. Так, устанавливается, что внеплановые проверки аккредитованных удостоверяющих центров осуществляются по основаниям, указанным: в части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также на основании мотивированных обращений о нарушениях требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, допущенных аккредитованным удостоверяющим центром, поступивших в уполномоченный федеральный орган от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, органов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.
Важной новеллой законопроекта является закрепление возможности аккредитованных удостоверяющих центров получать информацию из государственных информационных ресурсов в целях установления личности заявителей и проверки представленной ими информации, а также установления перечня сведений, получаемых удостоверяющими центрами. К таким сведениям в том числе относятся: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, для заявителя - юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для заявителя - индивидуального предпринимателя и выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков для заявителя - иностранной организации.
Для реализации указанных положений законопроектом устанавливается обязанность удостоверяющих центров присоединения информационной системы, обеспечивающей реализацию функций аккредитованного удостоверяющего центра, к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Положениями законопроекта закрепляются нормы, направленные на урегулирование отношений, связанных с возможностью получения электронной подписи на территории Российской Федерации иностранным гражданином. Так, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи", устанавливающих порядок получения электронной подписи иностранным юридическим лицом, имеющим идентификационный номер налогоплательщика.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон"Об электронной подписи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внесение изменений требуется в целях определения мер административной ответственности аккредитованных удостоверяющих центров.
Срок подготовки - декабрь 2015 г.
2. Приказ Минкомсвязи России от 29 сентября 2011 г. N 242 "Об утверждении порядка передачи реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра".
Внесение изменений требуется в целях приведения положений приказа в соответствие положениям Федерального закона.
Срок подготовки - 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минкомсвязь России.
3. Приказ Минкомсвязи России от 23 ноября 2011 г. N 320 "Об аккредитации удостоверяющих центров".
Внесение изменений требуется в целях приведения положений приказа в соответствие с положениями Федерального закона, предусматривающими изменения в порядке аккредитации удостоверяющих центров.
Срок подготовки - 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минкомсвязь России.
4. Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 796 "Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра".
Внесение изменений требуется в целях приведения положений приказа в соответствие с положениями Федерального закона, предусматривающими введение новых требований к средствам электронной подписи и средствам удостоверяющего центра.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФСБ России.
Принятие федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказ Минкомсвязи России "О требованиях к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, осуществления его прав и исполнения обязанностей".
Принятие приказа необходимо в целях осуществления Минкомсвязью России полномочий по установлению требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра, предусмотренных положениями Федерального закона.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минкомсвязь России.
2. Приказ Минкомсвязи России "Об утверждении формата электронной подписи".
Принятие приказа необходимо в целях осуществления Минкомсвязью России полномочий по установлению требований к формату электронной подписи, предусмотренных положениями Федерального закона.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.