Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 671745-6 "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) является расширение перечня должностных лиц таможенных органов, обладающих полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении физических лиц.
В соответствии со статьей 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов имеют право руководитель ФТС России и его заместители, руководитель уполномоченного структурного подразделения ФТС России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений, таможен и их заместители, а также начальники таможенных постов (только в отношении административных правонарушений, совершенных физическими лицами).
Следует отметить, что таможенные посты, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, как правило, функционируют в круглосуточном режиме. В связи с чем в правоприменительной практике на таких таможенных постах возникают сложности, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц, так как начальник таможенного поста в силу режима работы (пятидневная рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день) или служебной необходимости может отсутствовать на таможенном посту в то время, на которое назначено рассмотрение дела об административном правонарушении. В то же время у начальников таможенных постов имеются заместители, в том числе работающие в сменном режиме, которые указанными полномочиями не наделены.
Кроме того, статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается возможность назначения наказания физическому лицу на месте совершения правонарушения путем вынесения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если при этом физическое лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему наказание. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется и административное расследование не проводится.
Однако должностные лица, осуществляющие таможенный и иные виды государственного контроля, и непосредственно выявляющие на таможенных постах в местах наиболее интенсивных пассажиропотоков очевидные и не оспариваемые нарушения таможенных правил, не могут рассматривать административные материалы и применять наказание на месте совершения правонарушения, что влечет для физических лиц (особенно транзитных пассажиров и иностранных граждан) временные, финансовые затраты и препятствует их дальнейшему следованию.
Так, в 2012 году в порядке статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено 16396 постановлений по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, в 2013 году - 12125 постановлений. Их доля от общего числа вынесенных таможенными органами всех постановлений по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в 2012 году составила 21%, в 2013 году - 15%. В 2013 году административных штрафов в порядке статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложено на сумму более 10 миллионов рублей, а в 2012 году - 13 миллионов рублей.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие:
дополнение пункта 4 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положением, наделяющим заместителей начальников таможенных постов полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;
дополнение части 2 статьи 23.8 новым пунктом 5, наделяющим должностных лиц таможенных органов, уполномоченных на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц в случае, предусмотренном статьей 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие законопроекта будет способствовать оперативному рассмотрению дел об административных правонарушениях в отношении физических лиц, сокращению времени нахождения физических лиц, совершивших административные правонарушения, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, соблюдению сроков привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуют дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведут к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.