Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 672321-6 "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации, в том числе организация управления средствами обязательного медицинского страхования, относится к полномочиям федерального уровня.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) отнесен к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации предусматривается направление территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации (далее - СМО) на формирование собственных средств 10% от средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для СМО годового объема целевых средств, определяемого исходя из количества лиц, застрахованных в данной СМО, и дифференцированных подушевых нормативов.
Порядок определения объема средств по дифференцированным подушевым нормативам установлен разделом X Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС) и учитывает размер средств, поступивших в бюджет территориального фонда ОМС в отчетном месяце, с учетом необходимых отчислений в нормированный страховой запас для оплаты межтерриториальных расчетов и обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, половозрастную и территориальную дифференциацию граждан, застрахованных в страховых медицинских организациях.
На основании пункта 4.1 Договора на оплату медицинской помощи по обязательному страхованию, типовая форма которого утверждена приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1355н, СМО оплачивает медицинскую помощь в размере принятых к оплате счетов за счет средств, поступивших от территориального фонда ОМС по дифференцированным подушевым нормативам.
При оплате счетов медицинских организаций у СМО может образоваться как экономия средств по причине низкой заболеваемости застрахованных граждан, вследствие чего объемы оказания медицинской помощи и их стоимость снижается (например, в летние месяцы), так и недостаток средств из-за повышения заболеваемости (в осенне-зимний период), так и недостаток средств из-за повышения заболеваемости (в осенне-зимний период).
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 28 Федерального закона N 326-ФЗ, в случае наличия по истечении календарного года экономии целевых средств, образовавшейся в результате превышения совокупной суммы ежемесячных объемов средств для оплаты медицинской помощи над объемом целевых средств, фактически направленных СМО на оплату медицинской помощи, 10 процентов экономии целевых средств предоставляются СМО.
В связи с тем, что основной причиной экономии средств у СМО является нестабильность выполнения объемов медицинской помощи медицинскими организациями, на которую не влияют действия СМО, представленным законопроектом предлагается пункт 5 части 4 статьи 28 признать утратившим силу.
В последнее время неоднократно поднимался вопрос о значительных расходах финансовых средств отвлекаемых на деятельность страховых медицинских организаций. В одном из выступлений Президента Российской Федерации В.В. Путина приведены данные о расходах, предусмотренных страховым медицинским организациям по Российской Федерации до 21,3 млрд. рублей в год. Ежегодно эти расходы будут увеличиваться.
В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд предоставляет страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с нормативом предусмотренным договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не менее одного процента и не более двух процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.
До вступления в силу Федерального закона N 326-ФЗ на данные цели страховым медицинским организациям предусматривались денежные средства в размере до 1 процента. С 2011 года суммы денежных средств, равные этому процентному соотношению для СМО соответствовали в Курской области: в 2011 год - 57 млн. рублей, в 2012 г. - 68 млн. рублей, в 2013 г. - 79 млн. рублей, в 2014 г. - 86 млн. рублей и в 2015 году планируется выделить 94 млн. рублей. Подобная ситуация складывается в целом по стране.
В связи с ежегодным увеличением финансирования территориального фонда обязательного медицинского страхования увеличиваются расходы на ведение дела страховом медицинским организациям. Данная ситуация вызывает беспокойство, в связи с отвлечением большой суммы денежных средств, часто рационально неиспользуемых на ведение дела страховыми медицинскими организациями.
Учитывая дефицит бюджета Курской области, в целом экономическую ситуацию в стране, депутаты Курской областной Думы предлагают внести изменения в пункт 18 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ и снизить расходы, предназначенные на ведение дела СМО, в размере не более 1,0% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона " О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона " О внесении изменений в статьи 28 и 38 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.