Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 672438-6 "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводится экспертиза в отношении проектной документации объектов капитального строительства на:
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Таким образом, в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации объекта не проводится и выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям технических регламентов и проектной документации не требуется, орган, выдающий разрешение на ввод в эксплуатацию, не вправе проверять соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов.
На практике указанное обстоятельство приводит, как показывает судебная практика, к негативным последствиям, так как соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним государственным органом.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), и принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, вследствие пробела в законодательстве, в случаях, когда при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям технических регламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним органом власти, что может привести к негативным последствиям.
Необходимо отметить, что эксплуатация объектов капитального строительства, не соответствующих требованиям технических регламентов, осуществляемая на законных основаниях после получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, реально создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Следует отметить, что при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация на которые не подлежала экспертизе согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрацией города Омска регулярно выявляются случаи, когда проектная документация на такие объекты выполняется с нарушениями технических регламентов (норм и правил).
Администрацией города Омска было получено представление Прокуратуры города Омска по факту нарушений градостроительного законодательства, выразившихся в незаконном отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристройки к многоэтажному дому по улице Крупской в Кировском административном округе города.
При строительстве вышеназванной пристройки не осуществлялся государственный строительный надзор; проектная документация была выполнена с нарушениями требований технических регламентов по пожарной безопасности.
Прокуратура города в представлении также указала, что несоответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) не является предметом проверки органов местного самоуправления в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и потребовала выдать разрешение на ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию, что было исполнено Администрацией города.
Только в первом полугодии 2012 года Администрацией города Омска введено в эксплуатацию 54 объекта капитального строительства, проектная документация на которые не подлежала экспертизе согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из них 11 объектов были построены (реконструированы) и введены в эксплуатацию с нарушениями требований технических регламентов (норм и правил), в том числе по пожарной безопасности.
В целях устранения пробела в законодательстве предлагается внести изменение в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и признать утратившими силу пунктам 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законопроект направлен на обеспечение безопасности объектов капитального строительства, предназначенных для проживания граждан.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "о признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "о признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.