Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 674079-6 "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время доклад о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, как правило, представляет Министр финансов Российской Федерации, назначаемый постановлением Правительства Российской Федерации ответственным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Данная практика опирается на действующую редакцию Бюджетного кодекса, где речь идет о "докладе Правительства Российской Федерации" без конкретизации, кем этот доклад должен быть представлен в Государственной Думе.
По мнению авторов законопроекта, требуется совершенствование процедуры представления проекта федерального бюджета Правительством Российской Федерации при его рассмотрении в первом чтении в Государственной Думе. Сложившаяся практика не соответствует логике уровня представительства высшего органа государственной власти при обсуждении ключевого финансового документа государства на очередной финансовый год и плановый период.
В ходе обсуждения федерального бюджета в Государственной Думе депутатами Государственной Думы высказываются предложения, замечания, критика работы отдельных министерств, ведомств, бюджетных организаций федерального подчинения, государственных корпораций, компаний, акционерных обществ, задаются вопросы основному докладчику о причинах провала в некоторых базовых отраслях экономики, несмотря на достаточно высокий уровень их бюджетной поддержки. Министр финансов Российской Федерации в данном бюджетном процессе выполняет в значительной степени техническую функцию и совместно с Минэкономразвития России отвечает за организацию и исполнение базовых принципов финансовой политики, изложенных в Бюджетном кодексе РФ, ежегодном Бюджетном послании и указах Президента России. Министр финансов не может по результатам обсуждения федерального бюджета судить о проблемах в организации работы конкретных министерств и федеральных агентств и служб, дать от имени Правительства РФ оценку либо разъяснение на заседании Государственной Думы о сложившейся ситуации в той или иной отрасли или сфере. Этими полномочиями в полной мере обладает только Председатель Правительства Российской Федерации.
В настоящее время сохраняется определенный парадокс в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, когда уровень представительства Правительства Российской Федерации в Государственной Думе позволяет при желании направить в парламент любого уполномоченного Правительства, а уровень представительства Счетной палаты Российской Федерации прописан однозначно: доклад Счётной палаты Российской Федерации о проекте главного финансового закона страны представляет Председатель Счетной палаты Российской Федерации, а не кто-либо из уполномоченных Счетной палатой должностных лиц.
Хорошим примером может служить взаимодействие исполнительной и законодательной властей на региональном уровне. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации существует законодательно закрепленная практика ежегодного представления главами субъектов Российской Федерации проектов бюджетов, а также отчета об исполнении бюджета субъектов Российской Федерации на заседаниях законодательных органов государственной власти своих регионов.
К примеру, подпункт 1 пункта 2 статьи 18 Устава Тульской области прямо гласит, что Законом области "утверждается бюджет области и отчет о его исполнении, представленные губернатором области". Аналогичная норма закреплена в статье 35 Устава Оренбургской области, в которой указано, что "утверждается областной бюджет и отчет об его исполнении, представленные Губернатором области". Недавно общественность в очередной раз была свидетелем, как мэр города Москвы Сергей Собянин лично на заседании Московской городской Думы представил проект бюджета Москвы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов депутатам Московской городской Думы.
В Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законодательно закреплен только процесс отчета Правительства Российской Федерации по результатам деятельности Правительства за прошедший год, в том числе об исполнении бюджета. С этим отчетом ежегодно в Государственной Думе выступает Председатель Правительства Российской Федерации.
Представляется целесообразным учесть опыт субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне законодательно закрепить процедуру представления Председателем Правительства Российской Федерации проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на заседании Государственной Думы и отчета об его исполнении. В этих целях в законопроекте предлагается внести соответствующее изменение в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" нацелен и на повышение авторитета Государственной Думы, его депутатского корпуса, который в случае принятия данного законопроекта получит право дважды в год заслушивать доклад Председателя Правительства Российской Федерации о предлагаемом проекте бюджета страны на очередной финансовый год и отчет об его исполнении, обсуждать его доклад и задавать ему назревшие актуальные вопросы напрямую. Законопроект в целом направлен и на повышение ответственности высших государственных органов власти при формировании государственной политики социально-экономического развития страны с учетом различных внешних и внутренних политических, экономических, социальных, миграционных и других факторов.
Учитывая изложенное, данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 201 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающее, что основной доклад о проекте федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и на плановый период в первом чтении на заседании Государственной Думы представляет лично Председатель Правительства Российской Федерации, а содоклады - председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и председатель комитета - соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие и последующая реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие данного Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.