Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 676596-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Досье на проект федерального закона
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) обусловлено актуальностью проблемы незаконного оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и неэффективностью существующих мер административной ответственности за правонарушения в этой сфере.
На необходимость решения проблемы нелегального оборота алкоголя в стране указывается в регулярных обращениях граждан к региональным законодателям, об остроте этой проблемы также свидетельствуют информация правоохранительных органов, данные официальной статистики и экспертных исследований.
Согласно данным официальной статистики, за 2013 год в России продано водки 158,9 млн. дкл (что на 25% меньше, чем в 2012 году - 209,9 млн. дкл), а произведено 85 млн. дкл, то есть продано в два раза больше, чем произведено. Учитывая, что объем ввозимой из-за рубежа водки составляет около 5%, можно сделать вывод, что доля контрафактного алкоголя на российском рынке составляет порядка 50%.
Данное обстоятельство является одной из основных причин падения объемов производства: снижение объемов производства водки в целом по России за 2013 год составляет 14%, в Сибирском федеральном округе - 25%.
Усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции является одной из мер, предусмотренных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р.
В связи с сокращением количества лицензированных организаций усугубляется проблема роста числа безлицензионных объектов, где продается большая часть нелегальной продукции. Основными причинами этого являются законодательный запрет продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах (павильонах), значительное увеличение государственной пошлины за выдачу лицензии (с 1 тысячи до 40 тысяч рублей за один год действия лицензии, а с 1 января 2015 года - 65 тысяч рублей), а также малозначительность штрафных санкций за торговлю без лицензии.
С учетом обозначенных проблем представленным проектом федерального закона предлагается внести в Кодекс следующие изменения.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и напитков, изготавливаемых на его основе) вправе осуществлять только организации, имеющие соответствующую лицензию.
Установленные действующими нормами Кодекса меры ответственности для индивидуальных предпринимателей за нарушения, связанные с оборотом алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии), являются незначительными, не соотносятся с размерами причиненного ущерба и не способствуют предотвращению новых нарушений.
В настоящее время правоприменительная практика сложилась таким образом, что индивидуальные предприниматели, допустившие безлицензионную продажу алкогольной продукции, привлекаются к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" Кодекса.
По информации правоохранительных органов, санкции, предусмотренные статьей 14.1 Кодекса, неэффективны по ряду причин.
Во-первых, суммы налагаемых административных штрафов не соизмеримы с доходами от такого нелегального бизнеса. Максимальный размер административного штрафа, налагаемого по данным статьям на физических лиц, реализующих алкогольную продукцию, составляет 2500 рублей, на должностных лиц - 5000 рублей. Кроме этого, норма статьи 14.1 не предусматривает обязательную конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, поскольку санкцией статьи предусмотрена только конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Уплатив штраф, правонарушители продолжают осуществлять незаконную деятельность.
Во-вторых, распространилась практика, когда при выявлении фактов незаконной реализации алкогольной продукции индивидуальные предприниматели возлагают (по взаимному соглашению) вину на продавцов, которые как физические лица подлежат ответственности по статье 14.1 Кодекса с максимальным размером штрафа 2500 рублей. Реальные же правонарушители избегают ответственности, сохраняют алкогольную продукцию, так как она не подпадает под конфискацию согласно санкции статьи 14.1 Кодекса, а также имидж добросовестных предпринимателей.
Средняя стоимость водки в настоящее время составляет около 250 рублей за 0,5 литра, вследствие чего сумма штрафной санкции окупается за сутки.
В этой ситуации, несмотря на предпринимаемые меры по борьбе с нарушениями данного вида, количество лиц, незаконно реализующих алкогольную продукцию без лицензии, неуклонно растет.
С учетом изложенного законопроектом предлагается дополнить статью 14.17 нормой, устанавливающей ответственность индивидуальных предпринимателей за осуществление производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии.
В целях установления санкции, адекватной правонарушению, в качестве меры административного наказания предлагается установить высокие пределы административных штрафов и обязательную конфискацию соответствующей продукции по аналогии с нормой части 3 статьи 14.17 Кодекса, предусматривающей ответственность за безлицензионную торговлю для юридических лиц.
Вносимые изменения в Кодекс позволят снизить количество указанных правонарушений, будут способствовать достижению таких целей административного наказания, как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.