Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 679165-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 24 марта 2014 г. от 8 апреля 2014 г. N Пр-750, а также пунктами 2, 3 плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1165-р, Минспортом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается определение понятия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - комплекс ГТО) как программной и нормативной основы системы физического воспитания населения, устанавливающей государственные требования к его физической подготовленности и предусматривающей подготовку населения к выполнению и непосредственное выполнение установленных государственных нормативов комплекса ГТО, положение о котором утверждается Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на регулирование деятельности физкультурно-спортивных клубов, создаваемых в форме некоммерческих организаций, а также на определение полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Также законопроектом предлагается установить разграничение полномочий по внедрению комплекса ГТО на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, в связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту жительства, работы законопроектом предлагается создание физкультурно-спортивных клубов, как самостоятельных субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в форме общественной организации или ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, и основными задачами которых будет являться пропаганда комплекса ГТО, осуществление подготовки населения (в том числе своих членов) к выполнению установленных государственных нормативов ГТО.
Также законопроектом предусмотрены меры государственной поддержки физкультурно-спортивных клубов и их объединений, включающих меры финансового, имущественного, информационного, консультационного характера.
Для выполнения государственных требований к оценке общего уровня физической подготовленности населения на основании результатов выполнения нормативов комплекса ГТО и оценки уровня знаний и умений комплекса ГТО законопроектом предлагается создание центров тестирования комплекса ГТО в форме некоммерческих организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Также законопроектом предлагается уполномочить федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления правом наделять иные организации полномочиями, осуществляемыми центрами тестирования, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Также в целях осуществления функций по внедрению и реализации комплекса ГТО законопроектом предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта полномочиями по наделению некоммерческих организаций, уполномоченных на осуществление указанных функций.
Законопроектом устанавливаются государственные гарантии для лиц, проходящих подготовку к выполнению установленных государственных нормативов комплекса ГТО, а также для лиц, выполнивших нормативы комплекса ГТО, предусматривающие бесплатность подготовки к выполнению государственных нормативов комплекса ГТО, осуществляемой в физкультурно-спортивных клубах для их членов, а также выполнения (сдачи) государственных нормативов комплекса ГТО посредством испытаний (тестов) в центрах тестирования комплекса ГТО.
Законопроектом также урегулированы вопросы охраны правовой символики комплекса ГТО и медицинского обеспечения лиц, проходящих подготовку к выполнению установленных государственных нормативов комплекса ГТО, а также лиц, участвующих в выполнении нормативов комплекса ГТО.
Принятие законопроекта будет способствовать активному вовлечению граждан Российской Федерации в занятия физической культурой и спортом и позволит увеличить показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 22,5% в 2012 году до 40% в 2020 году, установленный государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, и внебюджетных источников, включающих в том числе взносы членов физкультурно-спортивных клубов.
В целях реализации положений законопроекта в период 2014-2017 годов предусмотрены средства из федерального бюджета в объеме 1 196,1 млн. рублей, в том числе, в 2014 году в объеме 99,1 млн. рублей, в 2015 году - 308,0 млн. рублей, в 2016 году - 346,8 млн. рублей, в 2017 году - 442,2 млн. рублей.
Указанные средства федерального бюджета будут направлены на: предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на оснащение спортивным инвентарем и оборудованием центров тестирования физической подготовленности населения в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - комплекс ГТО) в 2014 году - 10,8 млн. рублей, 2015 году - 141,6 млн. рублей, 2016 году - 141,6 млн. рублей, в 2017 году - 143,3 млн. рублей;
Справочно: Центры тестирования, начиная с 2015 года, поэтапно будут размещаться на базе объектов физкультуры и спорта для предоставления населению условий для выполнения норм комплекса ГТО. Необходимое количество центров тестирования составляет 665 единиц. Количество центров тестирования в столицах субъектов Российской Федерации определяется исходя из соотношения 1 центр на 280 - 350 тыс. жителей (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где указанное соотношение составляет 1 центр на 500 тыс. жителей). Количество центров тестирования муниципальных образований формируется исходя их соотношения 1 на группу муниципальных образований в 150 - 200 тыс. человек. Исходя из указанных показателей, в 2015 году необходимо функционирование 147 центров в 12 регионах (24 в столицах субъектов Российской Федерации и 123 в муниципальных образованиях). В 2016 году планируется оборудовать 311 центров тестирования, из которых 140 центров - в столицах субъектов Российской Федерации и 171 центр - в муниципальных образованиях. В 2017 году -211 центров в муниципальных образованиях.
предоставление субсидии некоммерческой организации на осуществление мероприятий по созданию и техническому сопровождению интернет-портала комплекса ГТО, разработке, созданию и внедрению системы обучения кадров, в том числе дистанционного обучения персонала, обслуживающего комплекс ГТО, информационно-пропагандистскому обеспечению комплекса ГТО, методическому обеспечению внедрения комплекса ГТО, а также разработку программного обеспечения комплекса ГТО, в том числе сбора данных отчетности по его внедрению, изготовление знаков отличия и удостоверений в 2014 году - 68,3 млн. рублей, 2015 году - 106,6 млн. рублей, 2016 году - 135,7 млн. рублей, 2017 году - 219,9 млн. рублей;
научные разработки в 2014 году - 20,0 млн. рублей;
финансовое обеспечение мероприятий Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в части проведения зимних и летних фестивалей комплекса ГТО среди различных возрастных групп в 2015 году - 59,8 млн. рублей, 2016 году - 69,5 млн. рублей, 2017 году - 79,0 млн. рублей.
Финансовое обеспечение мероприятий по внедрению и реализации Комплекса ГТО в 2014 году осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, включая перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Минспорту России в федеральном бюджете на 2014 год в виде субсидий для автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи" в целях развития массового спорта, включая поэтапное внедрение комплекса ГТО.
Расходные обязательства субъектов Российской Федерации предусмотрены региональными планами мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденными в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" субъектами Российской Федерации по согласованию с Минспортом России. Финансовое обеспечение мероприятий, включенных в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для достижения показателей, установленных государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 (далее - Государственная программа), к 2017 году необходимо создание дополнительно 41 тыс. физкультурно-спортивных клубов. Указанный показатель формируется исходя из того, что в настоящее время согласно данным статистической отчетности количество организаций, осуществляющих физкультурно-спортивную работу, составляет 172 тыс. единиц, на каждую из которых в среднем приходится 205 человек занимающихся физической культурой и спортом, общее количество которых составляет 35,3 млн. человек. В соответствии с установленными показателями Государственной программы к 2017 году количество занимающихся физической культурой и спортом должно возрасти до 43,7 млн. человек. Соответственно, для выполнения указанного показателя необходимо привлечь дополнительно к занятиям физической культурой и спортом 8,4 млн. человек. Учитывая, что в среднем в физкультурно-спортивной организации количество занимающихся составляет 205 человек, количество дополнительно создаваемых физкультурно-спортивных клубов составляет 41 тыс. клубов, которые законопроектом предлагается создавать в форме общественной организации или ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства.
Реализация предлагаемых законопроектом решений позволит достичь показателей, установленных Государственной программой, а именно увеличить:
долю граждан Российской Федерации, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, от 11 процентов в 2012 году до 25 процентов к 2020 году;
долю граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы комплекса ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов комплекса ГТО, до 40 процентов к 2020 году.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи в принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов, в том числе установленных планом мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1165-р, принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)":
1) приказа Минспорта России "Об утверждении порядка награждения граждан знаками отличия "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и присвоения им спортивных разрядов".
Принятие данного приказа Минспорта России обусловлено необходимостью установить процедуру награждения граждан знаками отличия "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - комплекс ГТО), включающей основания, сроки награждения граждан знаками отличия комплекса ГТО и присвоения им спортивных разрядов.
Предметом указанного приказа является регулирование правоотношений, устанавливающих процедуру награждения граждан знаками отличия комплекса ГТО, включающих основания, сроки награждения, органы государственной власти, осуществляющие награждение.
Срок утверждения - февраль 2015 г.
Головным исполнителем по подготовке указанного нормативного правового акта является Минспорт России.
2) приказа Минспорта России "Об утверждении видов многоборий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), а также соответствующих требований и условий выполнения нормативов для таких многоборий".
Утверждение данного приказа Минспорта России обусловлено необходимостью урегулирования правоотношений, связанных с выполнением нормативов, требований и условий их выполнения для многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов), входящих в комплекс ГТО.
Предметом правового регулирования данного приказа является установление видов многоборий комплекса ГТО, а также нормативов, требований и условий их выполнения.
Срок утверждения - январь 2016 г.
Головным исполнителем по подготовке указанного нормативного правового акта является Минспорт России.
3) приказа Минспорта России "Об утверждении порядка распоряжения исключительным правом на символику Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
Утверждение данного приказа Минспорта России обусловлено необходимостью установления правового режима и процедуры использования символики комплекса ГТО.
Предметом правового регулирования указанного приказа является процедура использования символики комплекса ГТО, включающая основания, сроки использования указанной символики.
Срок утверждения - февраль 2015 г.
Головным исполнителем по подготовке указанного нормативного правового акта является Минспорт России.
4) приказа Минспорта России "Об утверждении порядка наделения федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих организаций полномочиями, осуществляемыми центрами тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта".
Утверждение указанного приказа Минспорта России обусловлено необходимостью утверждения процедуры, включающей основания, сроки, наделения федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих организаций, полномочиями, осуществляемыми центрами тестирования комплекса ГТО.
Предметом указанного приказа Минспорта является регламентация порядка наделения федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих организаций полномочиями, осуществляемыми центрами тестирования комплекса ГТО.
Срок утверждения - октябрь 2015 г.
Головным исполнителем по подготовке указанного нормативного правового акта является Минспорт России.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.