Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 680462-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Досье на проект федерального закона
Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей подписан в г. Мадриде 9 июля 2014 г. (далее - Договор).
Договор направлен на создание юридической базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Испания в области усыновления детей. Его основная цель - обеспечить интересы детей, передаваемых на международное усыновление. В основе Договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
Заключение такого двустороннего Договора соответствует международной практике Российской Федерации. Возможность заключения подобных договоров предусмотрена и в российском законодательстве, в частности, в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 165).
Договор разработан с учетом российского законодательства, прежде всего, положений, предусмотренных в Семейном кодексе Российской Федерации, и опыта двусторонних отношений в этой области с другими государствами, например, с Итальянской Республикой и Французской Республикой.
При разработке Договора учитывались потребности практики международного усыновления в Российской Федерации. Так как международный договор в принципе не должен решать вопросы, относящиеся к сфере внутреннего законодательства договаривающихся сторон, в этой связи в представленном Договоре, как принято в подобного рода договорах, делаются общие ссылки на законодательство сторон (например, требования, предъявляемые к документам кандидатов в усыновители, отчетам об условиях жизни и воспитания детей, и другие).
Реализация Договора не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 16 Договора он подлежит ратификации. Кроме того, Договор содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Договора усыновление ребенка может осуществляться только при содействии уполномоченной организации, кроме случая усыновления ребенка родственниками, если на территории государства происхождения осуществляют деятельность по усыновлению детей уполномоченные организации принимающего государства. При этом ни Семейный кодекс Российской Федерации, ни Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 654, не содержат такого ограничения. Кроме того, в соответствии с Договором договаривающиеся стороны наделяются правом на взаимной основе регулировать количество уполномоченных организаций, оказывающих содействие в усыновлении детей на территории государства происхождения (пункт 4 статьи 7 Договора).
В статье 6 Договора определяются полномочия регионального органа принимающего государства, который в случае прекращения деятельности уполномоченной организации после предварительного уведомления центрального органа государства происхождения обеспечивает контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных при участии указанной уполномоченной организации детей, представляет соответствующие отчеты и информацию о них и оказывает содействие в завершении уже начатых при ее участии в соответствии с законодательством государства происхождения процедур усыновления либо возлагает эти обязанности на другую уполномоченную организацию. Подобные полномочия регионального органа также не предусмотрены российским законодательством.
Кроме того, предметом Договора являются права и свободы человека и гражданина. Таким образом, Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Ратификация Договора позволит обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества в области усыновления детей между Российской Федерацией и Королевством Испания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Реализация Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 9 июля 2014 г. не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" не повлечет принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.