Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 681497-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" является создание условий для сохранения анадромных видов рыб на путях нерестовых миграций во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В этих целях законопроект дополняет Главу 6 "Сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных биоресурсов" Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", которой устанавливаются требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения, сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности и другие требования и нормы, направленные на сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Тихоокеанские лососи являются ценнейшим восполняемым природным ресурсом прибрежных субъектов Российской Федерации, имеющим ключевое значение для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса - как основы стабильного социально-экономического положения регионов.
Необходимость введения законопроектом запрета на использование пелагических или плавных (дрифтерных) сетей на путях нерестовых миграций (далее - дрифтерный промысел) вызвано тем, что это приводит к неизбежному облову смешанных популяций разных видов лососей, в том числе и нерестового стада, что может привести к полному опустошению конкретного нерестилища и соответственно к прекращению промысла. Кроме того дрифтерный промысел перехватывает значительную часть лососей у российских береговых предприятий, деятельность которых основывается на рыболовстве, а также наносит прямой ущерб биологическому разнообразию морской экосистемы в результате гибели морских птиц и млекопитающих.
Таким образом, дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации негативно отражается на естественном воспроизводстве лососей, приводит к не рациональному их использованию, подрыву экономики прибрежных регионов и снижает уровень продовольственной безопасности страны.
В связи с негативным воздействием пелагических дрифтерных сетей на морские экосистемы Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1991 года была принята Резолюция 46/215, содержащая рекомендации о необходимости введения моратория на широкомасштабный дрифтерный промысел в открытых водах Мирового океана.
В целях сохранения запасов тихоокеанских лососей на путях их миграций в 1992 году была принята Конвенция "О сохранении запасов анадромных рыб в северной части Тихого океана" (НПАФК), предусматривающая полный запрет дрифтерного промысла лососей за пределами 200-мильных зон России, США, Канады, Японии и Республики Корея.
Принятие этой Конвенции способствовало прекращению широкомасштабного дрифтерного промысла в открытом море, однако часть промысловых усилий была перенесена в 200-мильную зону России.
В настоящее время в этом районе дрифтерным промыслом занимаются 35 японских и 16 российских судов, каждое из которых выставляет порядки из дрифтерных сетей длиной до 32 км. В результате - более 1 600 километров моря перекрываются для свободного подход лососей на нерест, что крайне негативно влияет на состояние их воспроизводства, а следовательно и запасов.
Дрифтерный промысел тихоокеанских лососей осуществляется на путях нерестовых миграций, что является грубым нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Частью 1 статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации добыча водных биоресурсов в местах нереста или на миграционных путях к ним квалифицируется как преступление и признается незаконной.
Дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации ориентирован в основном на добычу нерки, пользующейся наиболее высоким спросом на зарубежных рынках. Доля нерки в уловах дрифтерных судов составляет 50-70 процентов.
В среднем ежегодно дрифтерным промыслом добывается около 17 тыс. тонн лососей, из них нерки около 10 тыс. тонн.
Согласно имеющимся подсчетам, запрет дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации позволит увеличить поставки рыбопродукции на российский рынок. Стоимость такой продукции в текущих ценах составит около 5 млрд. рублей. Одновременно будут созданы дополнительно в рыбной отрасли и смежных отраслях 3 825 рабочих мест. В бюджеты всех уровней дополнительно поступит более 500 млн. рублей.
Обращаем внимание на то, что только сокращение начала срока дрифтерного промысла в 2014 году показало, что до начала дрифтерного промысла на Восточное побережье Камчатки подошло лососей в 3-4 раза больше, чем когда-либо наблюдалось в предшествующие годы.
О необходимости запрета дрифтерного промысла свидетельствует международный опыт. Так, дрифтерный промысел запрещен в южной и северной частях Тихого океана, с 2002 года - в Атлантике и Средиземном море, прекращен в Фарерской экономической зоне, а также с 1 января 2008 года - запрещен и в странах ЕС.
Необходимо отметить, что в целях обеспечения естественного нереста береговые предприятия, по рекомендациям науки, обеспечивают пропуск производителей на нерест в соответствии с их нерестовой емкостью. Тем самым достигается принцип предосторожного подхода при их промысле.
Одним из принципов, на которых основывается законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, является приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Ряд анадромных видов рыб (нерка, чавыча, кижуч) включены в Перечень ценных видов водных биоресурсов, утвержденный приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191.
В целях сохранения оптимального потенциала естественного воспроизводства тихоокеанских лососей, необходимо прекратить дрифтерный промысел на путях их нерестовых миграций в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Для предотвращения перемещения дрифтерного промысла во внутренние морские воды Российской Федерации и в территориальное море Российской Федерации законопроект предусматривает его запрещение и в этих районах.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят сохранить, а впоследствии и увеличить стадо дикого лосося в Тихоокеанском бассейне - как основу устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса на Дальнем Востоке страны, обеспечить импортозамещение и укрепить продовольственную безопасность России.
Запрет дрифтерного промысла поддерживают все дальневосточные субъекты Российской Федерации, а также Счетная Палата Российской Федерации.
Сроки вступления в силу законопроекта обусловлены тем, что необходимо провести организационные процедуры, связанные с расторжением Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года и приведение в соответствие с законодательством документов, регламентирующих рыболовство в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" потребует:
признания утратившим силу Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 12 мая 1985 года в части, касающейся дрифтерного промысла;
внесение изменений в приказ Минсельхоза России от 21 октября 2013 г. N 385 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.