Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 681743-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в порядке законодательной инициативы в связи с необходимостью привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации (далее - авиационные силы и средства поиска и спасания) к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Целью законопроекта является создание правовых основ, закрепляющих привлечение авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 88, 89 и 94 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
Статьей 88 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" предусмотрен поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей.
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" привлечение авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, не предусмотрено.
Таким образом, вопрос привлечения авиационных сил и средств поиска и спасания к проведению поисковых и аварийно-спасательных операций для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, законодательством Российской Федерации не определен.
Это не соответствует обязательствам Российской Федерации, закрепленным в подписанных ею международных договорах по поиску и спасанию на море. Так, статья I Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (Конвенция SAR 1979) определяет: "Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке любые соответствующие меры, необходимые для полного осуществления Конвенции и ее Приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции ...". В пункте 2.1.10 главы 2 Приложения к указанной Конвенции подчеркнуто: "Стороны обеспечивают оказание помощи любому лицу, терпящему бедствие на море. Они осуществляют это независимо от национальной принадлежности или статуса такого лица или обстоятельств, при которых это лицо было обнаружено".
Кроме того, Россия, являясь членом Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО), взяла на себя обязательство по выполнению положений Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию РМАМПС (ИМО/ИКАО, Лондон/Монреаль, 1998). В указанном международном Руководстве предусмотрена безвозмездность поиска и спасания для людей, терпящих или потерпевших бедствие на море. Так, в пункте 5.4.8 главы 5 тома I указанного Руководства отмечено: "...как правило, нецелесообразно относить расходы на счет тех, кому оказана помощь, поскольку в большинстве случаев они были бы не в состоянии оплатить расходы полностью".
Аналогичный подход в вопросе безвозмездности поиска и спасания для людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, закреплен и в некоторых законодательных актах Российской Федерации. Так, в пункте 1 статьи 346 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" определено: "Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается". Кроме того, в статье 12 Положения о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России, утвержденного заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями 21 июня 1995 г., подчеркнуто: "Спасание людей, терпящих бедствие на море и водных бассейнах России, осуществляется безвозмездно, независимо от их статуса, государственной и национальной принадлежности или обстоятельств, при которых они обнаружены".
Пунктом 3 статьи 88 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" установлено, что расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральному агентству воздушного транспорта, подведомственному Минтрансу России, предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета для предоставления субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении в размере 22 800 тыс. рублей ежегодно.
Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям государственной авиации на возмещение указанных затрат законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок и условия предоставления указанных субсидий установлены Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1147.
Согласно расчету в финансово-экономическом обосновании к законопроекту планируемый ежегодный размер субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат, связанных с поиском и спасанием людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, составит 317 тыс. рублей.
Планируемый общий ежегодный размер субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении составит 17 644 тыс. рублей (за поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей - 17 327 тыс. рублей, за поиск и спасание людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, - 317 тыс. рублей), что составит 77,4% от бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в размере 22 800 тыс. рублей, предусмотренных Федеральному агентству воздушного транспорта ежегодно на указанные цели.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета, помимо средств, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Влияние положений законопроекта на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено привлечение поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к поиску и спасанию людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральному агентству воздушного транспорта, подведомственному Минтрансу России, на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета для предоставления субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении в размере 22 800 тыс. рублей ежегодно (приложения 6, 9, 12, 14, 16, 18 к указанному федеральному закону).
Предоставление субсидий из федерального бюджета на возмещение указанных затрат организациям государственной авиации законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок и условия предоставления указанных субсидий установлены Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении (далее - Правила предоставления субсидий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1147.
В 2012 и 2013 годах Федеральному агентству воздушного транспорта были предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета для предоставления субсидий авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении в размере 24 000 тыс. рублей ежегодно.
По данным ведомственной статистики, Федеральным агентством воздушного транспорта в 2012 году фактически были предоставлены субсидии авиационным предприятиям (авиакомпаниям гражданской авиации) для возмещения их затрат при осуществлении поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей на общую сумму 17 327 тыс. рублей (72,2% от сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на 2012 и на 2013 годы ежегодно). Организациям экспериментальной авиации указанные субсидии в эти годы не предоставлялись.
При определении планируемого ежегодного размера субсидий на возмещение затрат, связанных с поиском и спасанием людей, терпящих или потерпевших бедствие 17 327 тыс. рублей, за поиск и спасание людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, - 317 тыс. рублей), что составит 77,4% от бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в размере 22 800 тыс. рублей, предусмотренных Федеральному агентству воздушного транспорта ежегодно на указанные цели.
Таким образом, реализация законопроекта не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета, помимо средств, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Влияние положений законопроекта на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - федеральный закон) подлежат принятию:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства).
Принятие постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (далее - ФАП поиска и спасания), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530, обусловлено необходимостью правового закрепления привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море.
Целью указанного постановления Правительства является реализация устанавливаемых федеральным законом правовых основ привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море.
Предметом постановления Правительства является поиск и спасание людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.
Вносимые в ФАП поиска и спасания изменения предполагают дополнение установленного ими общего порядка привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также порядка организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей положениями, предусматривающими привлечение поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море.
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта".
Принятие указанного постановления Правительства, предусматривающего внесение изменений в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, обусловлено отсутствием у Федерального агентства воздушного транспорта полномочий по осуществлению организации поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти.
Целью указанного постановления Правительства является наделение Федерального агентства воздушного транспорта полномочиями по осуществлению организации поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти.
Предметом указанного постановления Правительства являются полномочия Федерального агентства воздушного транспорта.
Вносимые в указанное Положение изменения предполагают дополнение полномочий Федерального агентства воздушного транспорта полномочиями по организации поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, совместно с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти, организации и проведению учений, в том числе международных, по поиску и спасанию людей, терпящих или потерпевших бедствие.
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства: в течение шести месяцев после принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Министерство транспорта Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.