Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 681794-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" подготовлен во исполнение подпунктов "в" и "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 561 "О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации" в целях дальнейшего развития единого информационного пространства Российской Федерации, обеспечения населения Российской Федерации многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением социально значимого пакета обязательных телерадиоканалов заданного качества федерального и регионального уровней.
Законопроектом дополняется понятийный аппарат Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) новым термином - "обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы".
В статье 32.1 Закона о СМИ, излагаемой в новой редакции, перечисляются категории телеканалов и (или) радиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным:
общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы, определяемые Президентом Российской Федерации, телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексе на территории Российской Федерации;
региональные и муниципальные обязательные общедоступные телеканалы.
Учитывая наличие значительного количества региональных и муниципальных телеканалов, законопроектом предлагается закрепить, что перечень телеканалов, относящихся к региональным и муниципальным обязательным общедоступным телеканалам, включает для каждого субъекта Российской Федерации по два региональных телеканала, а для каждого муниципального образования субъекта Российской Федерации - по одному муниципальному телеканалу и определяется Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 25 Закона о СМИ и статью 46 Федерального закона "О связи", касающихся установления запрета для операторов связи на изменение телеканалов и (или) радиоканалов, включая совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов при их распространении, за исключением случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и (или) радиоканалов, а также случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Данные положения позволят, например, избежать несанкционированного изменения операторами связи сигналов эфирных телеканалов, которое создает предпосылки для нарушения законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (например, на территории может распространяться версия ("дубль") телеканала, содержащая программы, которые не могут транслироваться в другом часовом поясе). Эти положения направлены в том числе на предотвращение нарушений избирательного права (например, могут быть нарушены требования о сроках проведения предвыборной агитации, в том числе связанные с возможным распространением во время "часа тишины" агитационных материалов, в случае, если осуществляется прием сигнала телеканала, предназначенного для другого часового пояса).
В Закон о СМИ также вносятся дополнения, устанавливающие запрет на взимание с потребителей (телезрителей) платы за право просмотра телеканалов, распространяемых с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания.
В целях обеспечения функционирования единой системы распространения телеканалов и радиоканалов законопроектом предлагается изменить предусмотренный статьей 19.1 Федерального закона "О связи" порядок получения операторами обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов сигнала, посредством которого осуществляется трансляция обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В условиях повсеместного перехода на цифровое вещание существующий порядок получения сигнала, допускающий по выбору оператора прием сигнала с эфира или путем присоединения к сети связи другого оператора, не обеспечивает надлежащее качество и содержание телеканалов и (или) радиоканалов в сети связи операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, что подтверждается претензиями вещателей и телезрителей.
В связи с этим устанавливается общее правило для операторов обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов получать сигнал таких телерадиоканалов путем присоединения своей сети связи к сети связи эфирной цифровой наземной трансляции мультиплексов.
При отсутствии технической возможности принимать сигнал путем присоединения к сети связи эфирной цифровой наземной трансляции мультиплексов, подтвержденной письменным заключением оператора сети связи эфирной цифровой наземной трансляции мультиплексов, оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов вправе альтернативно принимать сигнал, передаваемый в эфире от источника сигнала, без заключения договора о присоединении сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов либо путем присоединения своей сети связи к сети связи другого оператора связи.
В таком случае в зависимости от выбранного способа приема сигнала оператор обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов обязан согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов с вещателем канала.
Пункт 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи" излагается в новой редакции, в соответствии с которой оператора связи, который осуществляет эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации.
В статье 46 Федерального закона "О связи" устанавливаются обязанности операторов связи, оказывающих услуги для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), по осуществлению трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок выбора региональных и муниципальных обязательных общедоступных телеканалов, а также формирование и ведение перечня этих телеканалов.
Срок подготовки указанного нормативного правового акта будет определен после принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.