Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 683873-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики-производители алкогольной продукции при закупке спирта обязаны либо уплатить авансовый платеж акциза, либо представить надлежаще оформленную банковскую гарантию и заявить об освобождении от уплаты авансового платежа по акцизу. При этом, как в первом, так и во втором случае, производители спирта вправе применить нулевую ставку акциза при реализации спирта таким налогоплательщикам.
Таким образом, экономический смысл обязанности по уплате авансового платежа акциза производителями алкогольной продукции заключается в том, чтобы уже на этапе приобретения спирта производителем алкогольной продукции начинал работать механизм, обеспечивающий уплату акциза (путем прямых поступлений в бюджет, либо путем гарантирования таких поступлений в будущем).
Однако, исходя из текущих положений НК РФ, у недобросовестных налогоплательщиков существует принципиальная возможность уклониться от уплаты акциза.
Такие ситуации возможны, в частности, вследствие того, что срок действия освобождения от уплаты авансового платежа акциза совпадает с периодом действия банковской гарантии. При этом в случае неуплаты акциза право налоговых органов истребовать неуплаченную сумму возникает лишь по истечении срока действия банковской гарантии. В связи с этим взыскание суммы акциза с банка-гаранта в отдельных случаях является невозможным, и бюджет недополучает как доходы в виде авансового платежа акциза по алкогольной продукции, так и суммы акциза по этиловому спирту, которые могли бы быть уплачены производителями спирта при его реализации.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, были разработаны изменения в НК РФ, которые существенно снижают возможность уклонения от уплаты авансового платежа акциза используя то обстоятельство, что в настоящее время срок действия освобождения от уплаты авансового платежа акциза ограничен периодом действия банковской гарантии.
Предлагаемые изменения в НК РФ, подкрепленные усилением контрольных процедур налоговых органов, основанных на новых положениях НК РФ, могут обеспечить неотвратимость уплаты в бюджет акциза по алкогольной продукции в отношении всех объемов этилового спирта, при приобретении которого производителями алкогольной продукции было получено освобождение.
Также предлагаемый законопроект устраняет требование о необходимости представления выписки банка и платежных документов для целей подтверждения правомерности применения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров.
Необходимо отметить, что данное требование является избыточным в зилу того, что оно, во-первых, не подтверждает факт экспорта (который подтверждается таможенными декларациями с соответствующими отметками таможенных органов), и, во-вторых, ограничивает права налогоплательщиков на применение освобождения по акцизам в случае использования ими отсроченных платежей. Отметим также, что аналогичное требование о представлении банковской выписки для целей подтверждения правомерности применения ставки НДС 0% было ранее отменено Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ.
В соответствии с поставленной целью, настоящий законопроект предполагает внесение в НК РФ ряда изменений.
1) Сокращение срока, по истечении которого у налогоплательщиков возникает обязательство по уплате авансового платежа акциза, от уплаты которого они ранее были освобождены. Данное изменение вводится с тем, чтобы у налоговых органов существовала реальная возможность взыскать с банка-гаранта сумму налоговых обязательств по акцизу, не исполненных налогоплательщиками.
Для целей реализации данного механизма предлагаются соответствующие изменения, которые предполагают следующую последовательность действий:
- налогоплательщик обязан отразить свои обязательства по исчислению и уплате акциза в отношении произведенной и реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в налоговой декларации за налоговый период, на который приходится 110-й календарный день до истечения срока действия соответствующей гарантии (либо данные обязательства уже будут исполнены налогоплательщиком к данному моменту) или уплатить сумму авансового платежа акциза в отношении приобретенного спирта, не использованного для производства и реализации алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции за данный срок;
- если налогоплательщик самостоятельно не исполнит указанные выше обязательства по уплате акциза в отношении произведенной и реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции или по уплате авансового платежа акциза, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога;
- если налогоплательщик не уплатит налог в соответствии с предъявленным ему требованием, то налоговый орган направляет требование в банк-гарант.
Таким образом, налогоплательщик обязан будет исчислить и уплатить акциз, а налоговый орган будет иметь возможность проконтролировать полноту и своевременность исполнения налогоплательщиком указанных налоговых обязательств до истечения срока действия банковской гарантии. При этом, в соответствии с предлагаемыми изменениями, налоговому органу будет предоставлен срок в размере более двух месяцев для выставления требования об уплате налога налогоплательщику и взыскания суммы неуплаченного акциза (пени, штраф) с банка-гаранта (в случае неисполнения требования об уплате налога налогоплательщиком).
Аналогичные изменения вносятся также в отношении случаев использования налогоплательщиком одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и уплаты акциза, исчисленного по указанной продукции, вывозимой за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Кроме того, данными изменениями предусмотрен особый порядок исчисления акциза в отношении возвращенных поставщикам объемов спирта и готовой продукции. Данные нормы были введены для того, чтобы учесть специфику данных операций и распространить на них механизм контроля, заложенный в законопроекте.
Данный законопроект также вносит технические правки в порядок "высвобождения" гарантии (направления уведомления в банк-гарант об освобождении его от обязательств по банковской гарантии) в соответствии с новыми сроками проверки полноты уплаты авансового платежа акциза при использовании освобождения.
2) Предлагаемый законопроект также устраняет избыточное требование о необходимости представления выписки банка и платежных документов для целей подтверждения правомерности применения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.