Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 686721-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение).
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 (в действующей редакции), и в значительной степени воспроизводит его положения.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений, включая реинвестированные капиталовложения.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе, в соответствии с соглашениями Российской Федерации с государствами, ранее входившими в состав бывшего Союза Советских Социалистических Республик, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия: национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям и доходам, в частности вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков.
5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех своих налоговых обязательств.
6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Отличия Соглашения от положений упомянутого российского типового соглашения сводятся к следующим основным моментам, не имеющим принципиального характера:
1. В статье 6 Соглашения положение об обусловленности свободного перевода платежей выполнением налоговых обязательств не установлено, потому что в пункте 1 этой статьи содержится более широкая норма: о возможности перевода таких платежей в соответствии с законодательством.
Следовательно, такие переводы платежей могут осуществляться гватемальскими инвесторами с территории Российской Федерации при условии выполнения норм российского законодательства, в первую очередь Конституции Российской Федерации, статья 57 которой устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, и налогового законодательства.
2. Пунктом 3 статьи 8 Соглашения предусматриваются минимальные требования к содержанию письменного уведомления о разрешении спора, которое инвестор вправе направить договаривающейся стороне, на территории государства которой осуществлены инвестиции. Положение об этих минимальных требованиях, отсутствующее в упомянутом российском типовом соглашении, включено в Соглашение для большей точности и удобства применения процедур разрешения споров.
3. В статье 11 Соглашения с целью обеспечения более полной защиты капиталовложений, уже осуществленных или планируемых инвесторами в ближайший период, действие Соглашения распространяется не только на капиталовложения, осуществленные после его вступления в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении, но и на те, которые были осуществлены с 1 января 1992 года. Одновременно для исключения возможности оспаривания принятых ранее решений об экспроприации капиталовложений или судебных решений и возникновения дополнительных, в том числе финансовых, обязательств установлено, что действие Соглашения не применяется к спорам, касающимся капиталовложений и возникшим до его вступления в силу.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством. В частности, в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не оговорено предоставление инвесторам и их капиталовложениям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия капиталовложений и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Гватемала.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Ратификация и последующее вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведут к негативным финансово-экономическим последствиям.
Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) капиталовложений гватемальских инвесторов или нанесения им иного ущерба Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда российским судом или международным арбитражем будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед гватемальскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Аналогичные обязательства принимает на себя гватемальская сторона.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.