Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 690563-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" (далее - законопроект) разработан в целях предоставления гарантий и регламентации порядка оплаты оказанной гражданам Российской Федерации, выезжающим за рубеж, медицинской помощи (в том числе их медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
Законодательство Российской Федерации не содержит четких требований к порядку предоставления и оплаты медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию), оказанной гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (в частности, в соответствии с условиями договоров страхования), порядку организации и оплаты репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
При отсутствии страхового полиса граждане Российской Федерации сталкиваются с необходимостью самостоятельно оплачивать оказанную им за рубежом медицинскую помощь (в том числе медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) в соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ). В случае их смерти (гибели) родственники вынуждены самостоятельно оплачивать расходы на репатриацию тела (останков) в Российскую Федерацию.
С учетом того, что материальное положение большинства граждан Российской Федерации, как правило, не позволяет им нести соответствующие расходы самостоятельно, сложилась практика обращений граждан в органы власти за оказанием материальной помощи на оплату медицинской помощи, оказанной им за пределами Российской Федерации, и (или) на оплату медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию.
В то же время причинение вреда жизни и здоровью граждан Российской Федерации в связи с несчастными случаями и заболеваниями, потребовавшими оказания медицинской помощи, является риском, подлежащим страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Однако страховой суммы, эквивалентной 15 000 евро, которая традиционно устанавливается страховыми организациями в договорах страхования граждан Российской Федерации, выезжающих в безвизовые страны массового туризма (Египет, Турция, Таиланд и другие), недостаточно для оплаты стоимости лечения и медицинской эвакуации в случаях серьезных заболеваний или получения тяжелых травм, о чем свидетельствуют многочисленные обращения пострадавших граждан.
Кроме того, договоры страхования целого ряда страховых организаций не предусматривают оплату лечения и медицинской эвакуации в случаях, когда необходимость оказания экстренной и неотложной медицинской помощи связана с обострением хронических заболеваний (в том числе тех, о которых не было известно застрахованному лицу), осложнением течения беременности и т.д.
Законопроект расширяет использование механизма страхования в качестве одной из форм обеспечения гарантии оплаты медицинской помощи, оказанной гражданам Российской Федерации в стране временного пребывания, в том числе их медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию, и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
В целях обеспечения наиболее полной страховой защиты застрахованных граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж, законопроектом определены:
минимальный перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых в соответствии с условиями договора страхования страховщик обязан осуществлять организацию и (или) оплату оказанной застрахованному гражданину Российской Федерации, выезжающему за рубеж, медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию;
минимальная страховая сумма по договору страхования, которая должна быть не ниже суммы, эквивалентной 2 миллионам рублей, что соответствует применяющемуся в обязательных видах страхования размеру страховой суммы в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, а также средней стоимости оказываемой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию граждан санитарным самолетом из-за рубежа в Российскую Федерацию (информация о стоимости таких эвакуаций, организованных в 2011 - 2013 годах, была предоставлена МЧС России, ФМБА России и компаниями, осуществляющими в соответствии с договорами со страховщиками организацию оказания и оплаты медицинской помощи застрахованному лицу, репатриации тела (останков);
срок страхования и порядок вступления в силу договора страхования.
Таким образом, стандартизируется предоставляемая страховщиками услуга по страхованию граждан, выезжающих за рубеж, при этом гражданину Российской Федерации предоставляется право выбора вида страхования, в рамках которого заключается договор страхования (комплексное страхование, включающее медицинское и имущественное страхование; страхование финансовых рисков).
Требования к условиям договора страхования, установленные законопроектом, соответствуют положениям подпункта 5 Согласованного списка подтверждающих документов, предоставляемых заявителями для получения шенгенской визы в Российской Федерации, переданного 20 декабря 2012 г. представителями Евросоюза в МИД России (сообщение МИДа России от 25 декабря 2012 г. "О гармонизированном списке документов, требуемых консульскими учреждениями стран - членов ЕС для оформления шенгенских виз").
В соответствии с законопроектом правила страхования страховщиков должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, могут устанавливать больший объем медицинской помощи, оказываемой застрахованному лицу, большую страховую сумму, а также порядок взаимодействия застрахованного лица, страховщика и компаний, осуществляющих организацию оказания и оплаты медицинской помощи застрахованному лицу, при наступлении страхового случая и другие условия страхования.
Законопроект вносит изменения в статью 14 Федерального закона N 114-ФЗ в части определения порядка оплаты медицинской помощи, оказанной гражданину Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) нормой о страховании имущественных интересов туристов.
Кроме того, Федеральный закон N 132-ФЗ дополняется положениями о необходимости информирования туристов о последствиях отсутствия страхового полиса в качестве гарантии оплаты медицинской помощи в стране временного пребывания (включая медицинскую эвакуацию в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в страну постоянного проживания, условиях и порядке осуществления страхования.
Положениями законопроекта не нарушается сложившаяся система видов страхования, учитываются международные договоры Российской Федерации, требования иностранных государств к гарантиям оплаты медицинской помощи гражданам Российской Федерации, въезжающим на их территорию, и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
Принятие законопроекта позволит сократить случаи обращения застрахованных лиц в органы власти за оказанием помощи при наступлении страховых случаев, а также снизить нагрузку на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в части оплаты медицинской помощи гражданам Российской Федерации за рубежом (в том числе их медицинской эвакуации в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в Российскую Федерацию) и (или) репатриации тела (останков) в Российскую Федерацию.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части добровольного страхования имущественных интересов граждан Российской Федерации, выезжающих за рубеж" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142, в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452, в Правила оказания экстренной помощи туристам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 162, а также в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации".
Перечисленные нормативные правовые акты необходимо привести в соответствие с положениями законопроекта.
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнители - МИД России, Минкультуры России, Минздрав России.
Срок подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов - по истечении 180 дней после дня принятия законопроекта во втором чтении.
Приложение
к Перечню нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению
или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части добровольного страхования
имущественных интересов граждан Российской
Федерации, выезжающих за рубеж"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Краткое описание нормативного правового акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Примерный срок подготовки нормативного правового акта |
Головной исполнитель, соисполнители |
1. |
"О внесении изменений в Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства" |
Положениями законопроекта меняется нумерация частей статьи 14 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в развитие которой разработано Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства. |
В пункте 1 Положения об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. N 1142,слово "третьей" необходимо заменить словом "шестой". |
1 марта 2015 г. |
Головной исполнитель - Минфин России Соисполнитель - МИД России |
2. |
"О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта" |
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта необходимо привести в соответствие со статьей 2 законопроекта. |
Статьей 2 законопроекта определено право туроператора (турагента) при реализации туристского продукта заключать с туристом и (или) иным заказчиком от имени и по поручению страховщика в пользу туриста договор страхования, а также определена обязанность туроператора (турагента): размещать информацию о страховщиках на своем официальном сайте в сети "Интернет"; включать в договор о реализации туристского продукта сведения о страховом полисе; информировать туриста о необходимости наличия у туриста страхового полиса и об условиях и особенностях договора страхования. |
1 марта 2015 г. |
Головной исполнитель - Минфин России Соисполнители - Минкультуры России, Ростуризм |
3. |
"О внесении изменений в Правила оказания экстренной помощи туристам" |
Правилами оказания экстренной помощи туристам, установлено, что оказание экстренной помощи туристу, находящемуся в стране временного пребывания, в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта включает в себя в том числе обеспечение неотложной медицинской помощи. В соответствии с указанными Правилами решение об оказании туристу неотложной медицинской помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения объединением туроператоров обращения туриста. Таким образом, турист, остающийся в стране временного пребывания после срока окончания поездки в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, сталкивается с необходимостью самостоятельно оплачивать экстренную медицинскую помощь (в том числе медицинскую эвакуацию), ждать в течение 24 часов решения объединения туроператоров об обоснованности своего обращения за оказанием неотложной медицинской помощи, а его родственники -с необходимостью оплачивать расходы на репатриацию тела (останков) в случае его смерти. |
Правила оказания экстренной помощи туристам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 162, необходимо дополнить положениями, конкретизирующими случаи и порядок обращения туриста, находящегося в стране временного пребывания, за оказанием экстренной и неотложной медицинской помощи в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, а также порядок организации ее оказания и (или) оплаты. |
1 марта 2015 г. |
Головной исполнитель - Минфин России Соисполнители - Минздрав России, Минкультуры России, МИД России |
4. |
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации" |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации" необходимо привести в соответствие с законопроектом, положениями которого установлены минимальные требования к осуществлению соответствующего вида страхования. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации" необходимо привести в соответствие с положениями законопроекта. |
1 марта 2015 г. |
Головной исполнитель - Минфин России Соисполнители - МИД России, Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.