Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 688860-6 "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" подготовлен во исполнение решения Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Орловской области от 5 марта 2014 года, а также в связи с поступи шей инициативой от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области Е.Г. Лыкина по вопросу снижения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - Пенсионный фонд).
С 1 января 2014 года изменились условия исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В 2012 году сумма страховых взносов в Пенсионный фонд для предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, составляла 14,4 тыс. рублей в год (минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) составлял 4 611 рублей).
В 2013 году сумма страховых взносов увеличилась в 2,26 раза до 32 479 рублей в год (МРОТ составлял 5 205 рублей). Это вызвало массовую ликвидацию в 2013 году индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) как в Орловской области (2 697 единиц, что на 12,9% ниже уровня 2012 года), так и в Российской Федерации (512 тыс. единиц).
С 2014 года размер платежа зависит от дохода предпринимателя.
Если доход не превышает 300 000 рублей в год, то размер взносов в Пенсионный фонд составляет 17 328 рублей в год (МРОТ - 5 554 руб. х 26% х 12).
Если же годовой доход ИП превысит 300 000 рублей, то в Пенсионный фонд необходимо будет перечислять указанный выше платеж плюс 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. При этом страховые взносы не могут превышать сумму, рассчитанную по тарифу исходя из 8 МРОТ (26 % от 8 МРОТ, умноженных на 12 месяцев).
Так, на 2014 год максимальный размер взносов в Пенсионный фонд не может превышать 138 628 рублей. Данная сумма будет уплачиваться с годового дохода 12,43 млн рублей и более.
Страховые взносы ИП в 2014 году превысят платежи 2013 года (без учета увеличения коэффициента-дефлятора) в случае, если доход предпринимателя превысит 1 815 100 рублей в год (151 258 рублей в месяц) (32 479 = 17 328 + (1 515 100 х 1%).
По итогам шести месяцев 2014 года количество действующих ИП и крестьянских фермерских хозяйств в Орловской области увеличилось на 462 единицы (рост к 201; году всего 2,5%), что свидетельствует об определенной, но недостаточной эффективности нового порядка уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, условия нового порядка пока не позволяют достичь числа действующих ИП в 2012 году.
В связи с этим настоящий законопроект подготовлен в целях "смягчения" негативных последствий повышения страховых взносов в Пенсионный фонд для малого предпринимательства.
Законопроектом предусматривается изменение "порогового" значения установленного размера дохода плательщика страховых взносов, на основании которого исчисляется размер подлежащего уплате страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в стандартном и прогрессивном размере, и его увеличение с 300 000 рублей до 1 000 000 рублей. Принятие Федерального закона позволит малому бизнесу с доходами до 1 000 000 рублей продолжать работать легально и не уходить "в тень".
При этом определить размер выпадающих доходов Пенсионного фонда не представляется возможным ввиду отсутствия персональной информации по плательщикам.
По экспертным оценкам, сумма выпадающих доходов Пенсионного фонда составит около 6 млрд рублей.
Примерный расчет выпадающих доходов:
сумма выпадающих доходов на одного ИП (при условии, что его доходы находятся в диапазоне от 1 млн рублей до 12,43 млн рублей):
(1 000 000 - 300 000) х 1% = 7 000 рублей.
Принимая, что таких ИП не более 25 %, и умножая на общее количестве" ИП (скорректированное на количество ИП, находящихся на общей системе налогообложения), получим примерную сумму выпадающих доходов:
7 000 х 3 500 000 х 25% = 6 млрд рублей.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики вправе включить уплаченные страховые взносы в состав расходов либо уменьшить на сумму таких взносов сумму налога.
Таким образом, значительная часть этих выпадающих доходов поступит в региональные и муниципальные бюджеты в виде дополнительных налоговых платежей (за счет уменьшения сумм вычетов).
Данный законопроект не содержит норм, способствующих проявлению коррупция.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не повлечет дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.