Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации ", и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" подготовлен во исполнение подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2014 г. N Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 26 мая 2014 года.
Законопроект направлен на приведение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие нормами федеральных законов от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ и от 23 июня 2014 года N 165-ФЗ, которые предусматривают возможность образования по решению субъекта Российской Федерации новых типов муниципальных образований (городского округа с внутригородским делением и внутригородского района), а также перераспределение расходных полномочий местного значения между типами муниципальных образований.
Так, из 39 наиболее "затратных" расходных полномочий сельских поселений 26 перешли на районный уровень, что составляет 45 процентов объема расходных обязательств сельских поселений или 90,7 млрд. рублей, из 45 вопросов местного значения городского округа, в случае его деления, 13 переходят на уровень внутригородского района.
Законопроект направлен на достижение двух основных задач:
в части формирования новых типов муниципальных образований - обеспечить включение их бюджетов с 2015 года в бюджетную систему и полноправное участие в бюджетном процессе при принятии соответствующих решений на региональном и муниципальном уровнях;
в части муниципального района и сельского поселения - обеспечить с 2015 года сбалансированность их бюджетов в связи с перераспределением расходных полномочий.
Внесение изменений в Бюджетный кодекс в части формирования новых типов муниципальных образований предусматривают:
введение двух новых типов местных бюджетов (городского округа с внутригородским делением и внутригородского района);
установление перечней их налоговых и неналоговых доходных источников;
введение права субъектов Российской Федерации по установлению (перераспределению) неналоговых и налоговых (кроме местных налогов) доходных источников между бюджетами новых типов муниципальных образований;
расширение межбюджетного регулирования (в части возможного предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также других форм межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов муниципальным образованиям новых типов не только из регионального бюджета, но и из городского бюджета для внутригородских районов).
Внесение изменений в Бюджетный кодекс в части обеспечения сбалансированности муниципальных районов и сельских поселений предусматривают:
перераспределение налоговых и неналоговых доходных источников в общей сумме 42,5 млрд.рублей из бюджетов сельских поселений на районный уровень, в том числе:
- налоговых доходов в сумме 20,6 млрд. рублей (плюс 8 процентов от НДФЛ или 20,1 млрд. рублей и плюс 20 процентов от единого сельхозналога или 0,5 млрд. рублей);
- неналоговых доходов в сумме 10,2 млрд. рублей (доходы от аренды и продажи земельных участков на территории сельских поселений, государственная собственность на которые не разграничена);
- доходов от акцизов на ГСМ и госпошлины на транспорт, которые будут зачисляться в доходы муниципальных районов при условии решения органами местного самоуправления муниципальных районов вопросов дорожной деятельности в сельских поселениях (11,7 млрд. рублей);
введение права субъектов Российской Федерации на перераспределение между бюджетами сельских поселений и муниципального района нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет муниципального района;
изменение подходов к предоставлению дотаций поселениям из регионального и районного бюджетов в связи с дифференциацией вопросов местного значения между городским и сельским поселением. Выравнивание сельских поселений будет осуществляться отдельно от городских поселений, исходя из разных критериев выравнивания их финансовых возможностей и критериев выравнивания их расчетной бюджетной обеспеченности.
Комитет отмечает, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не содержится расчетов по налоговым и неналоговым доходам соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно законопроекту указанные изменения должны вступить в действие с 1 января 2015 года, при этом проекты региональных и местных бюджетов на 2015 - 2017 годы должны быть сформированы с учетом предлагаемых изменений.
Комитет обращает внимание на то, что проекты бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 2015 - 2017 годы не могут быть сформированы на основе положений рассматриваемого законопроекта и внесены на рассмотрение законодательных (представительных) органов не позднее 1 ноября и 15 ноября текущего года в соответствии с пунктом 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что законопроект является законопроектом совместного ведения и внесен в Государственную Думу 2 октября 2014 года.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона N 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.