Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 612926-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект не учитывает положения Федерального закона от 22 октября 2014 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Так, например, изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 статьи 1, подпунктом "б" пункта 6, пунктами 8 и 9, подпунктом "д" пункта 10, подпункта "б" пункта 22, подпункта "в" пункта 29 статьи 1 проекта, содержатся в указанном Федеральном законе, в связи с чем названные положения проекта являются излишними. Кроме того, редакции последнего абзаца подпункта "а", подпунктов "б", "в" и "д" пункта 7, подпункта "г" пункта 10, подпункта "б" пункта 12, подпункта "а" пункта 20 статьи 1 проекта также не учитывают положения данного Федерального закона, в связи с чем нуждаются в доработке.
Полагаем, что следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в последний абзац пункта 1 статьи 40 БК РФ в части указания источников формирования доходов консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением.
Проектируемый новый абзац части первой статьи 8 БК РФ (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта) следует, на наш взгляд, уточнить, указав, в каких случаях субъект Российской Федерации осуществляет полномочие по установлению норматива (как, например, в проектируемом пункте 4 статьи 61.1 БК РФ (подпункт "в" пункта 12 статьи 1 проекта).
Полагаем, что в проектируемом пункте 7 статьи 46 (подпункт "е" пункта 7 статьи 1 проекта) и пункте 2 проектируемой статьи 61.4 БК РФ (пункт 14 статьи 1 проекта) следует вести речь не о "передаче" соответствующих доходов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа с внутригородским делением, в бюджеты внутригородских районов, а об "отнесении" данных доходов к источникам доходов внутригородских районов, что будет соответствовать терминологии части 5 статьи 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и пункта 4 проектируемой в проекте статьи 61.3 БК РФ (пункт 13 статьи 1 проекта).
В подпункте "б" пункта 10 и подпункте "а" пункта 38 статьи 1 проекта следует указывать муниципальные образования в следующей последовательности: муниципальные районы, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, а в подпункте "в" пункта 10 статьи 1 проекта - городские, сельские поселения, что будет соответствовать терминологии, используемой в проекте федерального закона.
Подпункт "в" пункта 12 статьи 1 проекта нуждается в терминологическом согласовании с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, в соответствии с которой законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями, помимо указанных в части 3, могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 вопросов местного значения городских поселений.
В связи с проектируемым включением в БК РФ новых статей 61.3, 61.4 и 61.5 (пункты 13, 14, 15 статьи 1 проекта), относящих к налоговым доходам некоторых муниципальных образований государственную пошлину за совершение ряда юридически значимых действий, полагаем, что соответствующее изменение следует внести в абзац двадцать шестой статьи 50 БК РФ, заменив слова "и 61.2" словами ", 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5".
Пункт 2 проектируемой статьи 61.4 (пункт 14 статьи 1 проекта) относится, на наш взгляд, к предмету регулирования статьи 61.3 БК РФ, как это сделано в проектируемом пункте 4 статьи 61.1 БК РФ.
В последнем абзаце пункта 2 проектируемой статьи 61.5 БК РФ (пункт 15 статьи 1 проекта) предлагаем исключить слова " в случае отнесения дорожной деятельности к вопросам местного значения", как это сделано в абзаце пятом пункта 2 статьи 61 и в абзаце тринадцатом пункта 2 статьи 61.1 БК РФ.
В подпункте "б" пункта 23 статьи 1 проекта, на наш взгляд, проектируемые изменения пункта 8 статьи 136 БК РФ носят не полный характер. Следует также предусмотреть замену слов "дотаций бюджетам поселений" словами "дотаций бюджетам поселений (внутригородских районов)", а слов "органами местного самоуправления поселений" - словами "органами местного самоуправления городских, сельских поселений (внутригородских районов)".
В абзаце пятом пункта 3 проектируемой статьи 137 БК РФ (пункт 24 статьи 1 проекта) следует, по нашему мнению, слова "налоговых доходов городских поселений (включая городские округа)" заменить словами "налоговых доходов городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, внутригородских районов". Кроме того, в связи с использованием в пункте 24 статьи 1 проекта термина "городские поселения (включая городские округа)" полагаем, что указанное уточнение является излишним с учетом того, что городской округ является городским поселением, исходя из статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ.
Отмечаем, что предлагаемая подпунктом "а" пункта 29 проекта редакция пункта 1 статьи 142.2 БК РФ не предусматривает возможность предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов городских округов.
В абзаце четвертом пункта 4 проектируемой статьи 142.8 БК РФ (пункт 35 статьи 1 проекта) слова "внутригородской округ с внутригородским делением" следует заменить словами "городской округ с внутригородским делением".
В связи с подпунктом "а" пункта 39 статьи 1 проекта отмечаем, что Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" статья 173 БК РФ дополнена пунктом 7, в который, по нашему мнению, также следует внести соответствующие изменения.
В проекте используется формулировка "муниципальные районы (городские округа с внутригородским делением)" (например, стр. 10 проекта). В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ городской округ с внутригородским делением не входит в состав муниципального района, что, полагаем, требует рассмотрения вопроса об установлении иной редакции указанной формулировки. Формулировки "городские, сельские поселения, внутригородские районы" (например, стр. 34 проекта), "городские, сельские поселения (внутригородские районы)" (например, стр. 23 проекта), "поселения (внутригородские районы)" (например, стр. 25 проекта), "городские поселения (включая городские округа), сельские поселения, внутригородские районы" (например, стр. 27 проекта) также, полагаем, требуют рассмотрения вопроса о редакционной корректировке (унификации) и уточнении, поскольку внутригородские районы являются, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ, частью территории городского округа с внутригородским делением. Кроме того, учитывая законодательные принципы правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, полагаем, требует уточнения формулировка "иные объективные факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг", установленная абзацем вторым пункта 4 проектируемой статьи 142.8 БК РФ (пункт 35 статьи 1 проекта).
Принимая во внимание возможную дату принятия и вступления в силу проектируемого федерального закона, учитывая, что проект должен применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов), обращаем внимание на положения пункта 1 статьи 185 БК РФ, согласно которым высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Обращаем внимание, что принятие проекта федерального закона потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ в части вопросов, касающихся консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением (пункт 5 статьи 1 проекта), дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов, городских округов с внутригородским делением (пункты 24 и 25 статьи 1 проекта), субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов (пункты 27, 29, 33, 34 статьи 1 проекта).
По проекту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
Проект необходимо дополнить новой статьей 2 следующего содержания:
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) абзац десятый пункта 31 статьи 1 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетный отношений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3535);
2) абзац третий подпункта "д" пункта 120 статьи 1 Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2117).
Кроме того, следует статью 2 считать статьей 3 и оформить следующим образом:
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов).
Замечания юридико-технического характера в виде правки по тексту переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.