Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 630365-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)",
внесенному депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.В. Жириновским, М.В. Емельяновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется.
Законопроект нуждается в терминологической доработке. Так, необходимо соотнести положения проектируемых абзацев восьмого, девятого пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с проектируемыми изменениями подпункта 1 пункта 2.1 статьи 310 НК РФ в части наименования перечня, утверждаемого Центральным Банком Российской Федерации.
В текст законопроекта включены слова "иностранная структура без образования юридического лица". Устоявшееся в законодательстве словосочетание "иностранная организация" включает в себя как иностранные юридические лица, так и организации, не обладающие по личному закону правами юридические лица.
Нуждается в уточнении содержащееся в пункте 4 проектируемой статьи 7 НК РФ понятие территории, с которой "имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, предусматривающий избежание двойного налогообложения". Кроме того, в законодательстве отсутствует понятие "неконсолидированная финансовая отчетность" (абзац 2 подпункт 4 пункта 6 проектируемой статьи 25.13 НК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзац 2 подпункт 4 пункта 6" следует читать "абзац 2 подпункт 4 пункта 7"
Предлагается соотнести законопроект с Федеральным законом от 22 апреля 1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в частности, с используемыми в упомянутом законе понятиями "контролирующее лицо" и "подконтрольное лицо" (подконтрольная организация), а также с предусмотренным размером доли участия в контролируемых организациях, при которой лицо признается контролирующим лицом.
В пункте 7 проектируемой статьи 25.13 НК РФ определен перечень условий, при которых прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения. Предлагается в соответствующих статьях части второй Налогового кодекса Российской Федерации (статья 217 "доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)", статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы") указать ссылку на данный пункт.
В законопроекте отсутствует формулы определения эффективной ставки налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации и средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пункт 8 статья 25.13 НК РФ).
Пункт 2 проектируемой статьи 25.14 НК РФ, по нашему мнению, является излишним, поскольку, дублирует положения пункта 1 указанной статьи. Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 1 данной статьи налогоплательщик уведомляет об участии в иностранных организациях, а в пункте 4 упомянутой статьи НК РФ речь идет об уведомлении об иностранных организациях.
В проектируемом пункте 5 статьи 31 НК РФ слова в скобках "дипломатические представительства" предлагается исключить, так как указанные представительства не подлежат налогообложению. "Международная организация" может быть исключена только если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации на основании положения международного договора Российской Федерации, предусматривающего освобождение от налога. Аналогичное замечание относится к пункту 5 проектируемой статьи 100 НК РФ.
Согласно проектируемому пункту 4 статьи 129.1 НК РФ неправомерное не предоставление (несвоевременное предоставление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 23 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций. В целях устранения неясности при исчислении проектируемого размера штрафа необходимо определить период, за который уплачивается указанный налог.
По пункту 1 части 6 проектируемой статьи 246.2 НК РФ сообщаем, что иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве, признается налоговым резидентом этого государства не зависимо от того, имеется ли у этого государства международный договор с Российской Федерацией.
Исходя из принципа правовой определенности нуждается в доработке тезис о добровольности применения положений международных договоров Российской Федерации (подпункт 1 проектируемого пункта 1.2 статьи 312 НК РФ).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Дополнительно сообщаем, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект N 640046-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенный Правительством Российской Федерации, проектирующий внесение изменений в те же структурные единицы НК РФ.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.