Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение в федеральные законы от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в Водный кодекс Российской Федерации изменений в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета замечаний и предложений, изложенных в приложении.
Приложение: на 6 л.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Замечания и предложения
к проекту федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, Е.Л. Николаевой, М.Л. Шаккумом и другими
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить часть 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" пунктом 10.4, согласно которому к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения будет относиться установление нормативов водоотведения по составу сточных вод. При этом не определено, как такие нормативы водоотведения по составу сточных вод будут соотноситься с требованиями к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Законопроектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" частью 6.1, в которой используется понятие "доли объектов", отсутствующее в законодательстве Российской Федерации.
Также предлагаемые изменения не соотносятся с понятием договора, содержащимся в статье 420 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В представленной в законопроекте редакции части 10 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" за абонентом предлагается закрепить обязанность внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, а также обязанность по компенсации организации, осуществляющей водоотведение, ущерба, причиненного централизованным системам водоотведения. При этом не представляется возможным однозначно определить соотношение указанных выплат, а также не определено, в каких случаях необходима компенсация ущерба сетям водоотведения с учетом внесения платы за негативное воздействие на них.
Предлагаемые законопроектом дополнения в статью 9 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", исключающие запрет на отчуждение объектов централизованных сетей водоснабжения и водоотведения, ведут к риску снижения качества водоснабжения и прекращения водоснабжения и требуют дополнительного обоснования.
Предусмотренные законопроектом дополнения в часть 4 статьи 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в части возможности отказа в предоставлении услуг по водоотведению в предлагаемой редакции влекут риск такого отказа без объективных причин.
Предлагаемые законопроектом дополнения в часть 1 статьи 18 и в часть 1 статьи 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не относятся к предмету правового регулирования указанных статей, поскольку затрагивают вопросы подключения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, и требуют дополнительного обоснования. Кроме того, установление индивидуального порядка платы за подключение объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, может оказать негативное воздействие на развитие малого бизнеса.
Предусмотренная законопроектом формулировка части 10 статьи 18 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не позволяет однозначно определить и оценить содержание предлагаемого дополнения.
Законопроектом предлагается часть 4 статьи 20 дополнить положением, согласно которому органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать требования в отношении оборудования узлов учета (приборов учета) устройствами, обеспечивающими дистанционный съем показаний приборов учета и ведения архива нарушений условий горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. При этом не ясны критерии определения случаев установления таких требований. Дополнительные требования к абонентам должны быть конкретизированы и закреплены федеральным законодательством.
Предлагаемая законопроектом формулировка части 10 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" требует уточнения в части порядка информирования абонента о необходимости предоставления допуска к прибору учета в целях уточнения положения об "отказе абонента в допуске организации к прибору учета".
Требует дополнительного обоснования предлагаемое законопроектом исключение из части 1 статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" требования о контроле за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в ходе осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения.
Предлагаемая законопроектом редакция статьи 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает установление отдельного порядка нормирования сбросов в водные объекты для централизованных систем водоотведения по пяти показателям на основе технологических нормативов, утверждаемых Правительством Российской Федерации. При этом в предлагаемой законопроектом редакции части 2 статьи 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусматривается нормирование сбросов централизованных систем водоотведения, используемых для очистки сточных вод поселений, практически на уровне максимальных среднегодовых (за три года наблюдений) концентраций загрязняющих веществ в сбросах, без планов снижения сбросов.
Указанные положения должны быть гармонизированы с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следует отметить, что используемый термин "экологическая уязвимость водного объекта" в законодательстве Российской Федерации не определен.
Предлагаемое редакцией части 6 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" положение об обязательной очистке абонентами своих сточных вод до их отведения в сети водоканалов следует дополнить положениями, предусматривающими возможность хозяйствующих субъектов снижения сбросов за счет создания водооборотных систем, внедрения иных технологий производства либо передачи сточных вод для очистки третьим лицам на договорной основе, в том числе организациям, осуществляющим водоотведение.
Предлагаемая в части 7 новой редакции статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" норма о заключении по согласованию с органом государственного экологического надзора договора об очистке сточных вод абонентов по нерегулируемой (договорной) цене носит неоднозначный характер и влечет риск субъективного применения.
В предлагаемой редакции статьи 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" недостаточно четко определены вопросы платы за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод. Требуется доработка указанной статьи в части четкого разграничения обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду между водоканалами и их абонентами с учетом необходимости исключения двойного взимания такой платы и согласования с положениями статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Предлагаемое дополнениями в статью 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" наделение органов государственного экологического надзора полномочиями по контролю состава и свойств сточных вод, отводимых всеми абонентами в централизованные системы водоотведения, необоснованно. Осуществление надзора за сбросами огромного количества абонентов водоканалов повлечет значительное увеличение нагрузки на надзорные органы, тогда как ни увеличение численности, ни необходимость обучения специалистов финансово-экономическим обоснованием законопроекта не предусмотрена. Целесообразность передачи водоканалами функций по контролю за свойствами сточных вод абонентов систем водоотведения органам государственного экологического надзора требует дополнительной проработки.
Предлагаемые законопроектом изменения статьи 36 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" не учитывают положений, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым показатели надежности, качества, энергетической эффективности определяются по объектам водоснабжения и водоотведения.
Статью 39 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предлагается дополнить положением, наделяющим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные целевые показатели, не входящие в закрытый список, уже предусмотренный рассматриваемой статьей. Ввиду неопределенности дополнительных целевых показателей возможен дискриминационный подход к регулированию различных организаций.
Статьей 2 законопроекта предлагается исключить пункт 3 части 2 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, при этом часть 2 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) не содержит пункта 3.
В связи с риском загрязнения водных объектов веществами с неустановленной степенью опасности для окружающей среды и человека следует исключить нормы статьи 2 законопроекта, направленные на изменение статьи 60 Водного кодекса.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В связи с изложенным требуют дополнительной проработки положения статей 2 и 4 законопроекта, направленные на внесение изменений в статью 69 Водного кодекса и в статьи 77, 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Предлагаемые статьей 2 законопроекта дополнения в статью 69 Водного кодекса предусматривают также перенос ответственности за нанесение вреда водному объекту с организации, осуществляющей водоотведение, на абонента такой организации. Порядок установления случаев нанесения такого вреда и предъявления таких требований не определен.
Требуют уточнения предлагаемые статьей 4 законопроекта дополнения в статьи 16 и 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды", обременяющие всех абонентов централизованных систем водоотведения обязанностью осуществления природоохранных платежей. Механизмы определения и взимания таких платежей не определены. Не ясно, как соотносятся природоохранные платежи водоканалов и их абонентов, что ведет к возникновению двойного взимания платы за сбросы в водные объекты.
Предлагаемые дополнения в статью 44 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не учитывают, что не все сточные воды отводятся через централизованные системы водоотведения. Не представляется возможным вводить обязательность отведения сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения в районах поселений, не оборудованных такими системами.
Статьей 5 законопроекта предлагается новая редакция статьи 47 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в том числе определяющая особенности разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). Однако данный вопрос не относится к предмету правового регулирования данного федерального закона. Порядок разработки СКИОВО установлен Водным кодексом.
Предусмотренное законопроектом исключение положения о запрете сброса сточных вод в границах водных объектов рыбохозяйственного значения и рыбоохранных зон требует установления дополнительных гарантий обеспечения основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, а также как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы законодательством.
При доработке законопроекта ко второму чтению также следует учесть следующие предложения.
Предусмотреть закрепление ответственности за очистку коммунально-бытовых сточных вод, поступающих от населения и организаций, за организациями, осуществляющими водоотведение, с детализированием перечня нормируемых веществ (показателей).
Закрепление ответственности и расходов по предотвращению, сокращению и контролю поступающих в системы водоотведения загрязнений, характерных для промышленных предприятий, предусмотреть за абонентами таких систем - хозяйствующими субъектами, в результате хозяйственной и иной деятельности которых осуществляются такие загрязнения.
До вступления в силу законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы установления технологических нормативов на принципах наилучших доступных технологий, предусмотреть установление механизмов государственного регулирования в отношении абонентов систем водоотведения, не обеспечивающих уровень допустимых сбросов в систему водоотведения, определяемый исходя из установленных централизованным системам водоотведения нормативов допустимого сброса и эффективности очистки сточных вод сооружениями таких систем.
При регулировании вопросов государственного экологического надзора в отношении абонентов централизованных систем водоотведения необходимо закрепить особенности осуществления данного вида надзора, предусмотрев внесение изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Для проектируемых, строящихся, реконструируемых объектов следует предусмотреть требование по обеспечению нормативного качества сбросов в централизованные системы водоотведения при вводе таких объектов в эксплуатацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 13 октября 2014 г. N 6837п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, Е.Л. Николаевой, М.Л. Шаккумом и другими"
Текст письма официально опубликован не был