Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами)",
внесенный депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, Е.Л. Николаевой, М.Л. Шаккумом, Р.Ф. Абубакировым, В.Е. Булавиновым, Б.К. Балашовым, С.П. Кузиным, А.Н. Ткачевым, В.В. Ивановым, А.Г. Сидякиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования отношений между организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, и их абонентами) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, Е.Л. Николаевой, М.Л. Шаккумом и др.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и иные законодательные акты.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения, оптимизацию закрепленных в Федеральном законе N 416-ФЗ норм, в том числе с учетом решения проблем, выявленных при разработке подзаконных нормативных правовых актов и в ходе практического применения закона. Также законопроектом предусмотрена корректировка ряда понятий, закрепленных в указанном Федеральном законе.
Комитет поддерживает предлагаемые изменения и отмечает важность и необходимость предлагаемых авторами законопроекта поправок в Федеральный закон N 416-ФЗ, предусматривающих:
закрепление полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти по утверждению правил технической эксплуатации централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, рассмотрению разногласий при определении плановых показателей надежности, качества, энергетической эффективности и утверждению инвестиционных программ организаций водопроводно-канализационного хозяйства;
закрепление полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению нормативов водоотведения по составу сточных вод, которые в настоящее время применяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
установление порядка вступления в силу договоров, заключенных абонентами с гарантирующей организацией, позволяющего избежать ситуаций, при которых потребителям будут приходить платежные поручения от "старой" и "новой" организаций, осуществляющих водоснабжение;
предоставление заявителю права самостоятельно осуществлять работы по созданию водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них в целях подключения объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;
устранение коллизии, позволяющей абоненту не допускать организацию водопроводно-канализационного хозяйства к снятию показаний приборов учета в течение 6 месяцев без возможности предъявления санкций к таким абонентам;
установление и применение нового вида тарифов на очистку сточных вод, который раньше включался в состав тарифа на водоотведение (выделение такого вида тарифа необходимо для регулирования организаций, которые осуществляют исключительно очистку сточных вод);
установление возможности утвердить долгосрочные параметры регулирования тарифов и показатели надежности, качества и энергетической эффективности на весь срок действия соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности, который может превышать срок действия "долгосрочных тарифов", а также исключения из закона ограничения, требующего наличия утвержденной инвестиционной программы организации до подписания договора об условиях осуществления регулируемой деятельности, так как подписание такого договора должно предшествовать утверждению инвестиционной программы, а не наоборот;
возможность устанавливать дополнительные показатели надежности, качества и энергетической эффективности, не предусмотренные федеральным законодательством;
установление порядка рассмотрения разногласий по вопросам утверждения инвестиционных и производственных программ, а также показателей надежности, качества и энергетической эффективности организаций водопроводно-канализационного хозяйства;
продление на 1 год срока разработки схем водоснабжения и водоотведения.
Основная часть законопроекта посвящена изменению системы природоохранного нормирования, применяемой в отношении организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов. Указанные изменения предусматривают реформирование системы природоохранного нормирования с отказом от применения технологически недостижимых "рыбохозяйственных" нормативов и переходом к принципам нормирования, применяемым в Европейском Союзе и других странах, основанным на применении технологических нормативов.
В существующей системе нормирования используются нормативы, достижение которых не только экономически нецелесообразно, но и технологически невозможно. В частности, требования к составу сточных вод по ряду показателей более жесткие, чем требованиях санитарных норм и правил по отношению к питьевой воде. Строительство очистных сооружений, обеспечивающих достижение установленных нормативов, потребует кратного повышения тарифов на водоотведение для населения, при этом необходимость в осуществлении таких расходов отсутствует. Сложившаяся система регулирования с установлением завышенных, необоснованных требований и возможностью применения многомиллиардных санкций за их нарушение способствует возникновению и распространению коррупции, не обеспечивая охрану водных объектов от загрязнения.
Комитет поддерживает предусмотренные законопроектом инициативы по переходу к европейским принципам нормирования и применяемым в Европейском Союзе нормативов. Считаем, что применение в России более жестких, чем в Европейском Союзе требований к очистке сточных вод в условиях жестких ограничений на объем средств, которые могут быть направлены на строительство и модернизацию очистных сооружений, нецелесообразно и губительно для отрасли.
Поддерживаем предложение авторов законопроекта по конкретизации планов по снижению сбросов и включению в них этапов, предусматривающих последовательно:
биологическую очистку сточных вод;
глубокую биологическую очистку сточных вод;
биологическую очистку сточных вод с удалением азота и фосфора;
доочистку сточных вод.
Также поддерживаем предложения по совершенствованию системы отношений между организациями, осуществляющими очистку сточных вод, и их абонентами, в частности установление единых правил расчета нормативов допустимых сбросов абонентов на федеральном уровне с целью недопущения установления необоснованных и технологически недостижимых требований и целевое использование средств, полученных организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод на финансирование мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения.
Законопроект также предусматривает исключение взимания двойной платы за нарушение водного законодательства в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и платы за вред, причиняемый водным объектам, взимаемым с одной и той же организации при одних и тех же нарушениях.
Комитет считает законопроект необходимым, своевременным и важнейшим для развития отрасли водоснабжения и водоотведения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует его к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.