Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 599852-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции",
внесенному Правительством Российской Федерации
(утв. Решением от 9 октября 2014 г. N 63)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 599852-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции", внесенный Правительством Российской Федерации, (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях усиления ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции в части, касающейся сведений о том, что данная продукция получена с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержит такие организмы (далее - ГМО). Для этого проектом федерального закона предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) ряд изменений.
Новеллой законопроекта является внесение в КоАП новой статьи 14.46.1, устанавливающей административную ответственность за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, в части сведений о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов или с использованием таких организмов.
Авторами предлагается установить ответственность за нарушения требований статьи 14.46.1 в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Одновременно авторы убирают из статьи 14.43 КоАП диспозицию, устанавливающую административную ответственность за общие нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов в части требований к маркировке ГМО-продукции, поскольку ответственность за эти нарушения будет рассматриваться в рамках новой статьи 14.46.1.
Полномочием осуществлять производство по делам о таких правонарушениях предлагается наделить Роспотребнадзор. Для этого законопроектом вносятся изменения в пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП, определяющей перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Полномочием рассматривать дела о таких правонарушениях предлагается наделить суд.
Комитет по охране здоровья обращает внимание на то, что требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации установлены наднациональными нормативными правовыми актами - техническими регламентами Таможенного союза. Так, в частности, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР. ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Аналогичным Решением Комиссии Таможенного союза N 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки". Частью 4.11 статьи 4 этого технического регламента установлены требования к указанию в маркировке сведений о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, а частью 4.12 - требования к способам доведения маркировки. В частности, в случае, если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал генно-модифицированные организмы, содержание в пищевой продукции 0,9 процентов и менее ГМО является случайной или технически неустранимой примесью, и такая пищевая продукция не относится к пищевой продукции, содержащей ГМО. При маркировке такой пищевой продукции сведения о наличии ГМО не указывается.
Отдельно информируем, что пунктом 3.5 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 определено, что пищевые продукты, полученные с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированные микроорганизмы подлежат Государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Пунктом 2 части 1 статьи 21 этого технического регламента установлено, что государственная регистрация специализированной пищевой продукции является одной из форм оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции и процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации.
В части предложения авторов по внесению в КоАП новой статьи 14.46.1, Комитет обращает внимание, что в КоАП уже содержится статья 14.46 предусматривающая ответственность за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Часть 1 статьи 14.46 предусматривает административную ответственность на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, а часть 2 конкретизирует, что при наличии действий, предусмотренных частью 1 и повлекших причинение вреда, в частности, жизни или здоровью граждан, либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан административная ответственность на юридических лиц возрастает от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Комитет полагает целесообразным установить ответственность за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции в части, касающейся сведений о том, что данная продукция получена с применением ГМО или содержит такие организмы на уровне административной ответственности, установленной статьей 14.46 КоАП.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 599852-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции" и предлагает учесть обозначенные замечания в дальнейшей работе над законопроектом.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.