Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 623885-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 623885-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на формирование максимально благоприятного налогового режима для развития экономического и научного потенциала в отдельных регионах Российской Федерации, привлечения инвестиций в экономику регионов Российской Федерации, а также на создание финансовой базы для ускоренного социально- экономического развития регионов Российской Федерации и формирование более благоприятного режима налогообложения, чем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
В статье 176.1 Налогового кодекса расширяются и уточняются условия применения института поручительства в целях обеспечения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Данное нововведение упростит порядок предоставления обеспечения по налоговым обязательствам организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.
Законопроектом предусматривается установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для организаций, получивших статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, для таких организаций устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение пяти налоговых периодов (начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития). Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может быть выше 5 процентов в течение пяти налоговых периодов (начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально- экономического развития) и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.
Также устанавливается понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого , применяемый организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, к ставке налога на добычу полезных ископаемых. Значение данного коэффициента в десятилетнем периоде поэтапно увеличивается от нуля до единицы.
Необходимо отметить, что законопроектом не предусмотрен порядок утраты резидентом территории опережающего развития права на применение льготной ставки по уплате налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, в случае прекращения статуса резидента территории опережающего развития.
В соответствии с проектируемой статьей 284.4 резидент территории опережающего развития вправе применять установленные этой статьей льготные ставки налога при условии, если доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, оставляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Однако законопроект не содержит требования о необходимости ведения резидентами территории опережающего развития раздельного учета хозяйственных операций, позволяющего определить соответствие организации указанному условию применения льготных ставок налога.
Статья 2 законопроекта содержит порядок вступления в силу законопроекта только в части норм по налогу на прибыль организаций, в то время как пункты 1, 4, 5 статьи 1 законопроекта предполагают внесение изменений в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" и в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых".
В соответствии с представленным финансово-экономическим обоснованием, принятие данного проекта федерального закона не приведет к снижению доходов субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 623885-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" при условии его доработки с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.