Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13.10.2014 N 196/74 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел в рамках вопросов ведения проект федерального закона N 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - законопроект) предусматривает правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя (далее - граждане), в систему социальной защиты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что реализация прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме в размерах и объемах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется с 1 января 2015 года, за исключением мер социальной защиты (поддержки), в отношении которых данным законопроектом предусмотрен иной порядок предоставления.
В целях сохранения уровня социальной защиты (поддержки), предоставлявшейся на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года, предполагается установить гражданам законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым и г. Севастополя меры социальной защиты (поддержки) в размере и объеме (включая условия их предоставления), превышающими размер и объем таких мер, установленных законодательством Российской Федерации.
Данное положение корреспондируется с частью 3 статьи 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", определяющей, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме гражданам, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых гражданам по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Предусматривается возможность замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законопроектом. Замена указанных документов будет осуществляться на основании обращения гражданина в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Для расчета затрат на реализацию законопроекта применялись основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года и данные Республики Крым и г. Севастополя о численности граждан, имеющих право на меры социальной защиты (поддержки).
В целом на реализацию законопроекта потребуются средства федерального бюджета на 2015 год в сумме 7 413,6 млн. рублей, на 2016 год - 7 751,3 млн. рублей и на 2017 год - 7 989,0 млн. рублей.
Законопроектом устанавливаются особенности предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
В целях перехода к системе социальной защиты Российской Федерации, предусматривающей предоставление отдельных мер социальной поддержки в денежной форме, законопроектом установлено право льготных категорий граждан на ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) с 1 января 2015 года.
Граждане, приобретшие право на ЕДВ и относящиеся к категориям, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, вправе до 1 октября 2015 года подать заявление об отказе в предоставлении им в 2016 году набора социальных услуг (социальной услуги) в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
Расходы на обеспечение отдельных категорий граждан ежемесячными денежными выплатами прогнозируются в 2015 году в сумме 4 653,1 млн. рублей, в 2016 году - 4 845,4 млн. рублей и в 2017 году - 4 935,1 млн. рублей.
Меры социальной поддержки донорам крови.
Граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, имеющих статус Почетный донор Украины, предлагается приравнять к лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", с предоставлением им мер социальной поддержки, установленных для данной категории Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов".
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту на предоставление ежегодной денежной выплаты указанной категории лиц потребуются средства федерального бюджета в сумме 111 044,7 тыс. рублей на 2015 год. При этом расчет производился исходя из размера ежегодной денежной выплаты 12 314,4 рублей и численности указанной категории лиц в Республике Крым -7 862 человек, в г. Севастополе - 1 022 человек.
Комитет обращает внимание, что частью 5 статьи 8 проекта федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект N 611445-6) размер ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", с 1 января 2015 года устанавливается в сумме 12 373,0 рублей.
При этом объем субвенций федерального бюджета на ежегодные денежные выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", предусмотренный в приложениях 35 и 36 к законопроекту N 611445-6, несколько ниже расчетной потребности в средствах, приведенной в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
В проекте федерального бюджета на 2015 - 2017 годы объем субвенций на указанные цели устанавливается в следующих размерах:
2015 год: Республика Крым - 98 267,1 тыс. рублей, г. Севастополь - 12 774,0 тыс. рублей;
2016 год: Республика Крым - 102 685,6 тыс. рублей, г. Севастополь - 13 348,3 тыс. рублей;
2017 год: Республика Крым - 107 096,2 тыс. рублей, г. Севастополь - 13 921,7 тыс. рублей.
Исходя из изложенного, необходимо уточнить финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний".
Законопроектом гарантируется, что меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя предоставляются гражданам с 1 января 2015 года, в том числе по случаям возникновения поствакцинальных осложнений, наступившим после 18 марта 2014 года.
В соответствии с законопроектом N 611445-6 в 2015 - 2017 годах предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в следующих размерах:
Республика Крым - 24,2 тыс. рублей ежегодно;
г. Севастополь - 14,2 тыс. рублей ежегодно.
Согласно материалам к законопроекту N 611445-6 расчет произведен исходя из размера ежемесячной денежной компенсации 1180 рублей и государственного единовременного пособия 10 000 рублей.
При этом размер ежемесячной денежной компенсации в расчетах к законопроекту N 611445-6 проиндексирован на процент инфляции только в 2015 году.
Комитет отмечает, что размер государственного единовременного пособия (10 000 рублей) не менялся с 2000 года, не восполняет расходы на лечение и является недостаточным.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 618947-6 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.