Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 618932-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 16 октября 2014 года (протокол N 197, пункт 37) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 618932-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I), Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ) и Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ) в части совершенствования разграничения полномочий Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - граждане, подвергшиеся воздействию радиации).
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается передать с 1 января 2015 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия Российской Федерации по выплате гражданам, подвергшимся воздействию радиации, части компенсаций, пособий и иных выплат, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, а также Федеральными законами от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ и от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим и лицам, приравненным к ним, пенсионерам из их числа и гражданскому персоналу органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и приравненная к ней служба).
В соответствии с частью 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации должны содержать положения, определяющие, в частности:
порядок представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;
права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального государственного внебюджетного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляющих соответствующие полномочия, и др.
Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что указанные требования Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в полной мере учтены рассматриваемым законопроектом.
Вместе с тем, данный законопроект должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Однако вызывает опасение, что органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации, которые наделяются полномочиями Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, обладают необходимыми кадровыми, материальными и организационно-техническими возможностями их исполнения. Кроме того, в соответствии с положениями законопроекта высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организует деятельность по осуществлению переданного полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и другими документами. К таким документам, в частности, относятся обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания и инструкции по осуществлению переданных полномочий, а также требования к содержанию и формам отчетности, порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. При этом согласно прилагаемых к законопроекту материалов срок их подготовки либо не определен, либо установлен до 1 января 2015 года. Тем самым, по мнению Комитета, органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут ограничены в сроках приведения нормативных правовых актов в соответствие с новыми переданными полномочиями Российской Федерации.
В связи с этим полагаем, что необходимо проработать вопрос о продлении начала срока применения положений законопроекта.
Вместе с тем полагаем, что указанное замечания может быть учтено в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать проект федерального закона N 618932-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.