Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 611452-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Действующий в настоящее время минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) установлен с 1 января 2014 года в сумме 5 554 рублей в месяц.
Проектом федерального закона предполагается повысить МРОТ с 1 января 2015 года на прогнозируемый за 2014 год уровень инфляции (7,4%) и установить его в сумме 5 965 рублей в месяц.
Вопрос о повышении МРОТ в плановом периоде 2016-2017 годов и доведении его до размера не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения предлагается рассматривать в процессе подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий очередной финансовый год в увязке с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в 2014 году по предварительной оценке соотношение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составит 63,2% (с учетом пересмотра Минэкономразвития России прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2014 год - до 8 794 рублей в месяц).
Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2015 году прогнозируется в размере 9 416 рублей в месяц. Следовательно, соотношение предлагаемого законопроектом МРОТ к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2015 году составит лишь 63,4%.
В то же время, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов отмечалось, что в 2014, 2015 и последующих годах планируется ежегодное повышение МРОТ темпами, соответствующими ежегодному увеличению номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в целом по экономике Российской Федерации до достижения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.
По данным Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за январь - август 2014 года составила 32 478 рублей, что уже выше среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2013 год (28 996 рублей) на 8,9%.
Таким образом, предлагаемая законопроектом индексация МРОТ на прогнозируемый за 2014 год уровень инфляции, во-первых, существенно ниже намечавшейся ранее индексации, и, во-вторых, не обеспечивает выполнения требования статьи 421 Трудового кодекса Российской Федерации о поэтапном повышении МРОТ до достижения величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В связи с этим, Комитет считает, что запланированное в 2015 году увеличение МРОТ является недостаточным и настаивает, чтобы Правительство Российской Федерации представило ко второму чтению данного законопроекта план поэтапного повышения МРОТ на 2015-2017 годы до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения.
Аналогичная позиция отражена в заключении Комитета по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. Вместе с тем, Комитет также настаивает на представлении Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную Думу ко второму чтению законопроекта плана поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения и внесении соответствующих изменений в проект федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний правового характера не имеется.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта. Вместе с тем, в заключение палаты отмечено, что согласно финансово - экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует в 2015 году дополнительных расходов на повышение заработной платы работников бюджетной сферы: для федеральных государственных учреждений в сумме 1,5 млрд. рублей; для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в сумме 3,5 млрд. рублей.
При этом в финансово - экономическом обосновании отмечается, что дополнительные расходы на повышение заработной платы могут быть изысканы за счет перераспределения средств фонда оплаты труда и выделения дополнительных средств из бюджетов всех уровней на реализацию законопроекта не потребуется.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов дополнительные средства на указанные цели не предусмотрены. Предлагаемые источники финансового обеспечения повышения МРОТ (перераспределение средств фонда оплаты труда) не позволяют оценить достаточность заложенных в бюджете средств и возможность реализации законопроекта в случае его принятия.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611452-6 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.