Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект предусматривает корреспондирующие с проектом федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" изменения в законодательные акты Российской Федерации и направлен на формирование максимально благоприятного режима для развития экономического и научного потенциала отдельных регионов Российской Федерации, привлечения инвестиций в их экономику, а также на создание финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития таких регионов.
В целом указанным законопроектом предлагается внести изменения в 19 федеральных законов, Трудовой кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить статью 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" новым пунктом, определяющим, что особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
В соответствии с проектом федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" на территории опережающего социально-экономического развития не осуществляются следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые уполномоченным федеральным органом или управляющей компанией в соответствии с принимаемым федеральным законом:
1) резервирование земель, изъятие земельных участков для размещения объектов регионального значения, не признанных таковыми проектом планировки территории;
2) организация и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 данной статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 данной статьи.
Статьей 7 рассматриваемого законопроекта предлагается внесение изменения в статью 313 Трудового кодекса Российской Федерации. Предлагаемое дополнение указанной статьи Трудового кодекса устанавливает, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяются в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Данная правовая норма носит отсылочный характер. При этом статьей 18 проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" предусматривается, что минимальный размер оплаты труда лиц, работающих у резидентов территорий опережающего развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Также указанной статьей предоставляется право Правительству Российской Федерации устанавливать лицам, работающим у резидентов таких территорий некоторые гарантии и компенсации, в том числе ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и компенсации оплаты труда. Конкретный перечень гарантий и компенсаций в законопроекте отсутствует.
Комитет считает необходимым отметить, что особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установление государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера устанавливаются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - закон N 4520-1). Законом N 4520-1 установлено, что его действие распространяется на лиц, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лицам, проживающим в указанных районах и местностях. Таким образом, регулирование трудовых отношений лиц, работающих у резидентов территорий опережающего развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо предусматривать Законом N 4520-1 и Главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, а не постановлением Правительства Российской Федерации.
Однако рассматриваемый законопроект внесение соответствующих изменений в Закон N 4520-1 не предусматривает.
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает концепцию законопроекта заслуживающей поддержки, учитывая, что в целом представленные в законопроекте изменения направлены на обеспечение резидентам территорий опережающего социально-экономического развития лучших (конкурентоспособных) условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности по отношению к аналогичным территориям, функционирующим в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, Комитет считает, что положения статьи 7 законопроекта требует дополнительного обсуждения.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока считает необходимым учесть изложенные замечания при подготовке проекта федерального закона N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" ко второму чтению.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.